Истории

Дома-иностранцы в Петербурге строятся редко, но шумно

Проектировать и строить дома в Петербурге иностранцев приглашали всегда. При этом из сотен современных зданий в нашем городе наберется лишь десяток домов-иностранцев, и почти все со сложной судьбой. Петербургские архитекторы не против привлечения иностранных звезд для строительства в нашем городе. Главное, по их словам, – это профессиональное жюри, которое будет учитывать российскую специфику.

Иностранные архитекторы редко привлекаются для строительства в Петербурге. Их проекты в XXI веке можно пересчитать по пальцам двух рук, хотя вся петербургская классика построена зодчими с иностранными фамилиями (вопрос, считать ли Варфоломея Варфоломеевича Растрелли или Карла Ивановича России иностранцами). Сегодня западные специалисты реализуют в Петербурге статусные проекты, но не всегда до конца. Архитектор концертного зала Мариинского театра француз Ксавье Фабр в 2006 году жаловался, что построенное здание искажает его авторский замысел. Злополучный стадион на Крестовском острове проектировал японец Кисё Курокава — проект уже неоднократно корректировался. Первые два проекта Мариинки-2 отменены под предлогом, что их попросту невозможно было реализовать в России.

В 2013 году в Петербурге появились два знаковых здания, спроектированных иностранцами. Это вторая сцена Мариинки и жилой комплекс на Новгородской, 23, всего в 500 метрах от Смольного. Автор последнего, испанец Рикардо Бофилл относит его стилю «современного классицизма», хотя в здании чувствуются нотки советского постконструтивизма и сталинского ампира, в общем-то, свойственные данному району. Члены Союза архитекторов Петербурга поддержали Бофилла и идею привлечения иностранных звезд для строительства в нашем городе. Главное, по их словам, — это грамотное жюри, которое будет учитывать российскую специфику со всеми особенностями погоды, СНиПами, и что особенно важно — исторический контекст.

«Архитектура как профессия всегда ищет множество смыслов, — говорит архитектор Святослав Гайкович. — Смыслы могут быть местные, контекстуальные, но это только часть смыслов. Вообще архитектура находится внутри процесса глобального смещения структуры общества, перехода от деления на страны к интернациональным делениям. Архитектура одна из передовых профессий в этом смысле». По словам архитектора Юрия Земцова, безусловное правило, что представители его профессии должны сохранять основные качества пространства, в котором работают: «Главное не перегнуть и не сделать подделку. Подделка уничтожает город, потому что в этом случае мы теряем четвертое измерение — время. И если мы пытаемся рядом с существующим домом его повторить в том же стиле, качестве, мы в результате первый шедевр девальвируем».

«Лучше всего, когда качество архитектуры оценивали профессионалы, а не чиновники, — говорит председатель совета директоров холдинга RBI Эдуард Тиктинский. —  Проект — это не только внешняя красота, но это еще и функциональность, технические решения. Профессионалы все это учитывают. Вспомните конкурсы, которые прошли в Петербурге — ничего не осталось от изначального Мариинского театра и стадиона. Потому что изначально непрофессиональный был подход к тому, как выбирать. Уважение к таланту и профессионализму должно быть как со стороны чиновников, так и со стороны так называемых градозащитников».

Тему противостояния охранителям поддержал архитектор Святослав Гайкович: «Крикливое меньшинство считает, что Петербург всегда был, есть и будет городом классицизма. Это совершенно неисторическая позиция. Петербург всегда был живым городом, во все эпохи отвечал веяниям времени. Если бы представители этого меньшинства родились на 100 лет раньше, они бы просто придушили Васильева, Лялевича, которые не апеллировали к греко-римской архитектруре и развивали наш город. Сейчас в Петербурге проходит новый конкурс, он не будет признан архитектурной общественностью, потому что там нет 50% архитекторов в жюри». Архитектор намекнул, что речь идет о конкурсе по застройке набережной Европы.

Рикардо Бофилл считает, что иностранный паспорт не мешает архитектору строить в России: «На футбольном поле «Барселоны» есть игроки местные, а есть звезды иностранные. На этом пересечении рождается что-то хорошее. То же самое и в архитектуре. Проблема в том, что мы сейчас переживаем эпоху смешения стилей. Архитектура ассимилирует в себя моду. Мировые требования — это здание «лэндмарк» (ориентир), которое нужно, чтобы славить собственника. Это приводит к урбанистическому хаосу, но кризис расставит все по местам».

Современные непромышленные здания, построенные в Петербурге иностранцами:

2005-2006. Концертный зал Мариинского театра. Ксавье Фабр (Франция), Рафаэль Даянов.
2006-2007. Жилой дом на Казанской, 58. Eagle Group Oy (Финляндия).
2001-2007. Католический монастырь на 9-й Красноармейской, 10, Леонардо Бруджиотти (Италия).
2007. Гостиница «Ибис» на Лиговском проспекте, 54, мастерская Митрюева, Aukett (Англия).
2006-2007. Деловой центр «Балтийская жемчужина». Pacific Studio (Китай), Ли Хенг (Китай), мастерская Цыцина.
2007-2008. Жилой дом на Астафьева, 3, корпус 1, Юкки Тикканен (Финляндия).
2011. Торговый комплекс «Лето», Sud (Франция).
2008-2013. Вторая сцена Мариинского театра, Diamond & Schmitt (Канада).
2008, 2013. Торговый комплекс «Феличита». Cushman & Wakefield (США, строительство), Chapman Taylor (Англия, реконструкция).
2008-2013. Жилой комплекс на Новгородской, 23. Рикардо Бофилл (Испания), «Ретро» (Россия).

Реплики архитекторов записаны на круглом столе «Петербург в контексте мировой архитектуры: взгляд Запада и России», организованном RBI.
 

share
print