Истории

Единый учебник истории должен научить школьников бросаться на амбразуру

Петербургские учителя в Законодательном собрании обсудили «единый образовательный комплекс», при котором во всех школах России, частных и государственных, собираются ввести единый учебник истории. Учителя рады, что им, наконец, не придется выбирать между разными трактовками событий. А власти мечтают о возвращении времен, когда дети снова будут учиться Родину любить.

 
Собрание учителей в Белом зале Мариинского дворца в среду, 2 октября, началось с демонстрации ролика, в котором плачущий после переизбрания Путин соседствовал с героями Великой Отечественной, а вся история России сводилась к бесконечным парадам и взрывам. Все это сопровождалось громкой торжественной музыкой, а затем еще и гимном. Зачем это было нужно, учителям не объяснили. Впрочем, они и так знали, где находятся.
 
Спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров сообщил, что трагические страницы истории России нужно воспринимать с гордостью: «Не должно быть чаадаевского стыда за свою историю». Недавно Макаров ездил в Норильск: в 1930–50-е годы — один из центров сталинских лагерей. «Бывшие политические зеки рассказывают о лагерях одно, те, кто их охраняли — совершенно другое. Кому верить?» Функция школы, по словам депутата, заключается не только в образовании, но и в воспитании, а отсутствие цензуры на российском телевидении — трагическая ошибка. Другое дело, времена его юности: «Если бы мне, юному кадету, приказали броситься на амбразуру, я бы, не сомневаясь, сделал это», — добавил Вячеслав Макаров.
 
Причина, по которой современные подростки не испытывают потребности бросаться под пулемет, лежала у входа: это 46 учебников истории, аккредитованных в Министерстве образования. После выступления Макарова учителя по очереди раскритиковали такую разноголосицу. Особенно трудно с трактовками Первой мировой войны. Этому был посвящен еще один ролик: учитель гимназии №56 перебирала перед девятиклассниками разные учебники, после чего дети спорили о значениях понятий «национализм», «патриотизм» и «шовинизм». Дети оказались неглупыми, а вот вывод из этого взрослые сделали странный. «Посмотрите, перед каким многотрудным выбором учебника стоит сегодня учитель», — резюмировала председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева.
«Если бы мне, юному кадету, приказали броситься на амбразуру, я бы, не сомневаясь, сделал это».
Только учитель истории гимназии №116 Сергей Букинич выразил сомнение, что единый учебник «удержит страну в стабильном состоянии»: «У нас уже был такой учебник, он назывался «Краткий курс истории ВКПб». Один из возможных противников единого учебника, председатель комиссии ЗакСа по образованию, школьный учитель Максим Резник на собрание не пришел: как сказал Вячеслав Макаров, по уважительным причинам. При этом Макаров неоднократно делал реверансы в сторону Резника, хвалил его за ум и энергичность. Другой сторонник «Гражданской платформы», депутат и бывший директор школы Вячеслав Нотяг покинул Белый зал сразу после исполнения гимна, прихватив табличку с собственным именем.
 
Не менее сильно учителей волнует концентрическая система преподавания истории, которая действует в России с 1993 года. Она предполагает, что старшие школьники частично повторяют материал средней школы (в частности, средние века) вместо того, чтобы сосредоточиться на изучении политизированных XX-XXI веков. В советское время действовала линейная система: чем старше становились школьники, тем более поздний период они изучали. Правда, для тех, кто выпускался без аттестата в девятом классе, историческое образование заканчивалось XVIII веком. Историки считают, что «концентрат» позволяет сравнивать разные эпохи и находить в них закономерности. Учителя мечтают об отмене ненавистной системы, поскольку им надоело «прыгать из века в век». 
 
Учитель школы №78 Ольга Соболева прочитала напутствие своей коллеги: «Мечтаю о возвращении на «линейку», но боюсь, что не доживу». С этим согласилось большинство учителей, которых пригласили в Мариинский дворец. Но Вячеслав Макаров отшутился, что не понимает разницу между системами, хотя сам — профессор и преподаватель. До 2013 года авторы концепции единого учебника планировали вернуться к «линейке», но в нынешнем проекте на сайте Министерства образования это предложение исчезло. Судя по всему, питерские учителя направят в Думу и Российское историческое общество предложение вернуть линейную систему.
 
Напоследок учителям поставили аудиозапись. Детские голоса отвечали на вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом?» Диапазон ответов располагался между: «Да, но патриотизм начинается не с березок» до «Нет, но я люблю свою Родину». 
 
Обсуждение единого учебника истории в Российском историческом обществе должно пройти уже 30 октября.
 
share
print