Истории

Капитанский экзамен и радиоуправляемые авианосцы: петровской «потешной флотилии» — 330 лет

Капитанский экзамен и радиоуправляемые авианосцы: петровской «потешной флотилии» — 330 лет
Фото: Олег Золото / MR7

Где бесплатно узнать больше об истории российского флота.

К 350-летию Петра I в начале лета наперегонки обзаводились тематическими экспозициями — вплоть до того, чем обедал царь. В гонке участвовали и Кунсткамера, и Русский музей, и Петропавловская крепость, даже Музей петербургского авангарда и многие другие. День рождения первого российского императора 9 июня отметили масштабно, потратив из бюджета несколько десятков миллионов рублей только на оформление и организовав выставку на Марсовом поле.

Но приуроченные к празднику события на этом не кончились, в городе продолжают появляться особые пространства, которые, как надеются их устроители, смогут стать центрами общественного притяжения и просвещения. Одно из таких пространств — водный музей «Потешная флотилия», который открылся в Кронштадтского докового адмиралтейства чуть меньше месяца назад и ждёт гостей. К слову, у самой «потешной флотилии» в этом году тоже круглая дата — 330 лет.

«Потешная флотилия» три века назад

К весне 1688 года 16-летнему Петру успели наскучить «марсовы забавы» в Семёновском и Преображенском под Москвой и юношу потянуло на «нептунову потеху». Как считают историки, в Измайловом будущий император обнаружил английский бот. Голландский мастер Карстен Брант отремонтировал судно, и Пётр стал ходить на нём под парусом по Яузе и Просяному пруду. Вскоре их стало царю маловато и уже в июле 1688-го он выбрался на гораздо более просторное Плещеево озеро.

Тут уже было где развернуться: по Писцовым книгам конца XVII века площадь водоёма составляла около 70 км². Так что Пётр стал упрашивать мать «здесь двор и суды сделать». Наталья Кирилловна от идеи сына была не в восторге, но все же ей пришлось уступить, и Пётр вместе с Брантом начали готовиться к постройке кораблей, ближе к зиме заложили первую верфь.

Видя, что интерес сына не ослабевает, Наталья Кирилловна решила хитростью отвлечь молодого человека от судостроения — женила его на Евдокии Лопухиной. Это помогло — правда, всего на два года. Вновь к мысли о кораблестроении Пётр вернулся осенью 1691 года, а к маю 1692 на озере уже стояла значительная флотилия из различных по типу и величине судов.

В небольшом белом шатре на берегу озера у Кронштадтского докового адмиралтейства рассказывают историю российского флота с момента основания — то есть от Петра I. По соседству, прямо на поверхности воды поместили схематичный макет современной Кронштадтской гавани, выделив и детально проработав в нём Петровский док, Морской собор, памятник Петру, форты и другие узнаваемые и значимые объекты.

  • ZOV40058.jpg

    Источник: Олег Золото / MR7

  • ZOV40113.jpg

    Источник: Олег Золото / MR7

В течение всей рабочей недели с 15 до 17 часов на озере сотрудники музея запускают радиоуправляемый судомодельный флот, в который входят различные суда: от ботика Петра I до тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

В остальное время любой желающий может отправить в плавание свой собственный корабль. Правда, если «судно потерпит крушение или сломается — администрация парка не будет нести за это ответственность», сказано на официальном сайте музея. Кроме того, руководство пространства подумывает об организации ежегодных чемпионатов и соревнований среди «юных капитанов».

«Любой молодой человек, после сдачи устного экзамена на знание биографии Петра I, географии Кронштадта, истории российского флота, будет допущен к соревнованиям по судомодельному спорту», — объяснил директор парка «Патриот» ЗВО Андрей Кононов.

Поездка в выходной день из Петербурга на автомобиле до нового … займёт чуть меньше часа, а на общественном транспорте — примерно два с половиной. Посещение — бесплатно, но если вы планируете прибыть большой группой лучше заранее уведомлять об этом по электронной почте: [email protected].

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

share
print