Истории

В Эрмитажном театре в шестнадцатый раз состоялся День мецената

В этом году он прошел «в гибридном формате».

В Эрмитажном театре в шестнадцатый раз состоялся День мецената, который когда-то придумал главный редактор журнала «Русский меценат» Аркадий Соснов, а директор Эрмитажа Михаил Пиотровский его в этом поддержал. В 13-й день апреля родился римский аристократ, покровитель искусств Гай Цильний Меценат. Эту дату удалось вычислить по оде Горация.

В минувшем году из-за пандемии День мецената прошел онлайн, а в этом году, как выразился Михаил Пиотровский, «в гибридном формате»: директор Эрмитажа поздравил гостей с большого экрана.

20210413_163041.jpg

Фото: Галина Артеменко

Зато Пиотровский-младший — вице-губернатор Борис Пиотровский — пришел лично и был удостоен вручаемой в рамках Дня мецената премии «Замурчательные люди». Ему вручили прозрачный силуэт котенка, означающий «чистоту помыслов и прозрачность намерений».

Гостей в этом году было значительно меньше, чем обычно. Сначала все отправились в Павильонный зал, где состоялся торжественный запуск знаменитых часов «Павлин». После они вернулись в фойе Эрмитажного театра, где увидели дары современных меценатов Эрмитажу. Самым необычным экспонатом оказался деревянный ящик для дров XIX века, некогда стоявший в одном из залов Зимнего дворца, а ныне подаренный музею коллекционером Михаилом Карисаловым.

20210413_165137.jpg

Фото: Галина Артеменко

Сам же Эрмитаж подарил петербургской Библиотеке для слепых и слабовидящих трехмерную тактильную копию «Автопортрета с затемненными глазами» Рембрандта. Она выполнена в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Эрмитажа.

В этом году исполняется 80 лет с начала Ленинградской блокады, в новом выпуске альманаха «Русский меценат» есть несколько материалов на эту тему. А в День мецената Ксения Афонина, исследователь творчества блокадной художницы Елены Марттилы, передала ее рисунок «Встреча» директору музея обороны и блокады Ленинграда.

20210413_153431.jpg

Фото: Галина Артеменко

К слову, Марттила живет в финской Котке, недавно ей исполнилось 98 лет. Основной темой художницы стала Ленинградская блокада, а одним из самых известных произведений — автопортрет. Его она написала зимой 1942 года, думая, что в эту ночь умрет от голода.

В Эрмитажный театр на День мецената пришла сегодня и петербурженка Ирина Алексеевна Зимнева — одна из немногих ленинградских детей, кто выжил в трагедии бомбежки эшелона на станции Лычково 18 июля 1941 года. У маленькой Ирочки в руках была старая фарфоровая кукла, именно ее сначала среди разбомбленного вагона обнаружил подросток, помогавший спасать детей. Потянул — кукла не поддавалась, ведь ее крепко держала чудом выжившая девочка.

20210413_153524.jpg

Фото: Галина Артеменко

Так Ира была спасена, ее вернули в Ленинград, она пережила блокаду, не расставаясь с куклой. Для этой куклы известный дизайнер Стас Лопаткин специально ко Дню мецената сшил новое платье. А врачам Боткинской больницы он подарил стильные маски.

20210413_150231.jpg

Фото: Галина Артеменко

Тема пандемии, красной зоны, труда врачей и помощи волонтеров звучала на празднике. Она получила отражение и в материалах нового выпуска альманаха «Русский меценат». На обложке издания — фото Печального ангела работы скульптора Романа Шустрова, установленного на набережной Карповки в память о погибших от COVID-19 медиках.

share
print