Истории

Ритмы сердца под контролем телемедицины

Об удаленном мониторинге состояния здоровья пациентов с кардиостимуляторами и другим возможностях телемедицины «МР» побеседовал с Сергеем Яшиным, д.м.н., профессором, зав. кафедрой госпитальной хирургии №2 ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.

«МР»: Что такое кардиостимуляторы, каковы показания для их установки, каковы симптомы заболеваний, на которые стоит обратить внимание пациенту, есть ли риски при проведении операций и высока ли их эффективность?

_Яшин

Если коротко, то кардиостимулятор — это устройство, которое помогает пациенту сохранить нормальный ритм сердца и используется, как правило, когда возникает урежение ритма сердца, т.е. редкий пульс, с потерями сознания или с нарастанием сердечной недостаточности, в некоторых ситуациях ухудшается переносимость физических нагрузок. В этих случаях имплантируется кардиостимулятор, но, поскольку это инородное тело, то возникает риск инфицирования. Несмотря на то, что риск осложнений очень мал, эта процедура выполняется строго по показаниям, и в каждом случае определяются показания к выбору того или иного вида кардиостимуляции.
Что касается рисков, то риск осложнений составляет 2,5-3%, серьезных — менее 1%.
Если говорить об эффективности, то устройство помогает сохранить жизнь, влияет на качество жизни, позволяет использовать дополнительные методы лечения, применять препараты, которые были противопоказаны ранее.

Насколько, известно, кардиостимуляторы ставят и по ОМС. Много ли дается бюджетных квот, насколько их меньше потребности?
Что касается ОМС, то уже давно пора, чтобы средства на медицинскую помощь выделялись из территориальных фондов и распределялись в зависимости от потребностей граждан. Но в силу разных причин оставлено федеральное финансирование по некоторым программам, и здесь система несколько более сложная, а территориальные фонды, как правило, оплачивают обычно однокамерные кардиостимуляторы структуре ОМС. Все, что касается более сложного вида высокотехнологичной медицинской помощи, она оказывается в городских, муниципальных или федеральных медицинских учреждениях, в зависимости от того, какой канал финансирования присутствует. Много ли этих бюджетных квот? Думаю, что проблем в стране с кардиостимуляцией нет, потому что, как правило, все-таки никаких очередей на имплантацию устройств нет. Некоторое время тому назад у нас был недостаток этих устройств, и мы не всем больным могли помочь, сейчас этого нет. Другое дело, что некоторые могут сказать, что в Бельгии, например, на миллион жителей имплантируется более тысячи устройств, а у нас 150 или 200. Но при этом надо понимать, что уровень жизнь у людей там выше, а все-таки имплантация кардиостимуляторов, как правило, производится пациентам более зрелого возраста.
И еще: почему у нас мало пациентов с биологическими клапанами, например, аортальными, потому что наши пациенты существенно более молодого возраста и им приходится ставить механический клапан. То же самое касается кардиостимуляторов. У нас люди просто не доживают до того возраста, когда имплантация кардиостимуляторов становится более востребованной.

Собственно о телемедицине. Как работает система мониторинга?
Термин «телемедицина» достаточно условный. Если говорить об устройствах, которые имплантируются нашим пациентам, то, безусловно, существует большая проблема, связанная с наблюдением за ними. Во-первых, части пациентов эти устройства имплантируют по поводу угрожающих жизни нарушений ритма и в каждом случае аппарат спасает жизнь. Если мы вовремя не поймем, что есть проблема в этом устройстве или в системе, то в случае возникновения какой-то угрожающей жизни ситуации устройство может не спасти пациенту жизнь. Другой важный момент в том, что есть значительное количество пациентов, у которых стоит обычая система для лечения брадикардии, которая, как и любая техника, требует регулярного контроля. Приведу простой пример: если давление в колесах не измеряется автоматически, то все равно мы должны делать это регулярно сами.

Всегда ли пациент находится под контролем или только в момент подключения врача к системе?
Существуют два варианта. Если используется устройство, обеспечивающее постоянное слежение, то в случае возникновения неполадок сам прибор дает сигнал об этом, предупреждает пациента. Либо если применяется дополнительное устройство, размещаемое рядом с пациентом, которое несколько раз в день опрашивает основное устройство, то при обнаружении нарушения оно информирует и пациента в виде светового сигнала в приборе и передает эти данные в сервисный центр.
Есть более простые системы мониторирования или телеметрии, когда пациент, например, приезжает в место, где есть устройство, считывающее информацию, и тогда, только в этот момент, идет передача информации и ее анализ, обычно в специализированном центре. По результатам анализа информации связываются либо с пациентом, либо с доктором, который на месте курирует ситуацию и принимает решение о том, что делать дальше.

Как еще применяется телемедицина, насколько широкой может быть ее сеть?
Ее возможности весьма широки. Это системы, начиная с систем удаленного мониторирования, передачи данных на расстоянии: эхокардиографии (ЭКГ), данных с имплантированных устройств. Есть варианты, когда можно выполнить операцию на расстоянии. Есть специальные системы, которые позволяют это делать, но в реальной практике чаще всего это передача инструментальных и других данных на расстоянии для того, чтобы можно было вместе с коллегами провести анализ и поставить диагноз. Либо это, конечно, контроль пациентов со сложными устройствам, которые требуют ведения, изменения функций которых может повредить пациенту.

Сколько человек и как долго уже находятся под таким наблюдением?
Согласно статистике, которую я представлял на конгрессе «Кардиостим 2016», в России имплантированные устройства используют только 3 тысячи человек. Но это уже не мало. Я надеюсь, что число этих пациентов будет только расти. И в нашей стране реально только две компании занимаются удаленным мониторингом.
 

share
print