Истории

Тимо Сантала: «Выйти из дома – значит, впустить что-то новое в свою жизнь»

Все знают, что такое Ресторанный день, но мало кто знает человека, который его придумал. Знакомьтесь: Тимо Сантала.

Сегодня, пожалуй, каждый петербуржец хоть раз слышал о ресторанном дне, когда каждый может открыть свой ресторан, пригласить друзей, соседей и просто прохожих. А те, кто больше любят есть, чем готовить, пробуют невероятные домашние блюда кухонь всего мира в самых неожиданных местах: в обычных квартирах, парках, во дворах, в галереях и библиотеках.

Первый в мире ресторанный день прошел в Хельсинки, и один из его идеологов Тимо Сантала рассказал «МР», кто в городе главный, и дал советы начинающим рестораторам.

«МР»: Сегодня многие горожане стремятся уехать на выходные подальше от города, в тишину, на природу. Может ли ресторанный день стать событием, которое заставит их остаться в городе и отдохнуть, не уезжая?

Т.С.: Да, он и становится таким событием. Ресторанный день — это, главным образом, встреча. Знакомство, объединение по интересам, установление каких-то связей. Это социальное событие. Мне, как жителю Хельсинки, именно этого общения порой и не хватает, именно этим хочется занять свое свободное время.

Верите ли вы в способность еды объединять людей?

Да, еда объединяет, потому что она нужна нам всем вне зависимости от происхождения, опыта, возраста. Мы все едим каждый день. И действительно, гораздо естественней завязать разговор с незнакомцем, если вы едите вместе. Просто пересекаясь на улице, редко можно рассчитывать на что-то большее, чем короткий диалог (“small talk”)… У вас в России такие мощные традиции, связанные с едой: все садятся вокруг большого стола, по стопкам разливается vodka, каждый кладет себе zakuska… Еда объединяет — с семье, в бизнесе (не зря после важных переговоров партнеры часто отправляются «закрепить успех» совместным обедом).

день хельсинки День Хельсинки в Петербурге. Атмосфера очень напоминала Ресторанный день. Фото: Евгений Беликов. 

В Петербурге многие лофты, культурные центры предлагают свои пространства для ресторанного дня, и это действительно удобно. Но мне казалось, что главный смысл ресторанного дня - не пользоваться готовым, а создать гостеприимное пространство самому: у себя дома, во дворе, на улице…

Больше всего я люблю домашние рестораны. Там возникает очень интимная атмосфера, которая настраивает на неторопливую дружескую беседу. Но я думаю, что основной смысл ресторанного дня в том, чтобы дать свободу каждому выбирать что он хочет делать и где: дома, на улице, в парке, в лофте, в парикмахерской… Если вам нравится собираться вместе в культурных центрах, где одновременно много людей и много ресторанов — в этом нет ничего плохого. Вы можете прийти на ланч в лофт, встретить там знакомых и вместе пойти ужинать к кому-нибудь домой. Ресторанный день открыт для любой идеи. Главное, это свобода и возможность осознать, чего тебе действительно хочется, вместо того, чтобы ориентироваться на общественные установки или на разрешения «сверху».

Расскажите о самых странных ресторанах, которые вы посещали в Ресторанный день.

Их так много… Начну с начала: в первый Ресторанный день мы с друзьями открыли «Велосипедный бар». Мы ездили на велосипедах по городу, предлагали закуски и полноценные ужины. В тот же первый ресторанный день один парень придумал такую схему: он готовил сэндвичи дома, в своей квартире на третьем этаже, через окно спускал вниз корзины на веревку, прохожие клали туда деньги, и тогда получали сэндвич. Потом были рестораны для собак, для малышей до года: большой стол, где лежат куча продуктов, которые можно трогать, бросать, грызть, вертеть в руках и так далее.

Был отличный суши-аукцион. Чтобы попасть туда, надо было нажать на несколько японских звоночков: они были на двери в подъезд, на двери в квартиру, и, наконец, на двери в комнату. В комнате стояли низкие столы, на полу были разбросаны подушки и пуфики, на которых сидели гости, и у каждого гостя — маленькая тарелочка с номером. Прямо рядом с ними повара готовили разнообразные суши, и каждый новый ролл или суши выставлялся на аукцион: гости предлагали цену один за другим, и, конечно, каждый платил больше, чем собирался, как это всегда бывает на аукционах. (А часто, наоборот, в Ресторанный день удается вкусно поесть почти бесплатно).

Одним из самых безумных ресторанов было «похмельное кафе», где подавали пиццу с таблеткой аспирина.

Тимо Сантала Фото Juha Metso.

Дайте совет тем, кто собирается стать ресторатором впервые.

Мой первый совет — получайте удовольствие. Не принимайте все это слишком всерьез. Пусть это станет забавным приключением, о котором потом будет весело вспоминать. Не повторяйте за другими — придумайте что-нибудь свое. Важно выбрать хорошее место, в зависимости от того, что вы будете готовить. Может быть, проще начать со своего собственного дома, где у вас есть кухня и все под рукой. Мой главный совет, пожалуй, — объединись с друзьями. Чтобы открыть ресторан, надо столько всего продумать — лучше не отказываться от помощи. Будет и веселее — такая ресторанная вечеринка.

Вы бывали в других городах на Ресторанный день?

Только в мае этого года я впервые уехал из Финляндии в Ресторанный день. Я был во Франции, в Лионе. Там открылся только один pop-up ресторан, но он был замечательный. Его открыла одна девочка у себя дома. В комнатке площадью не больше 20 квадрартных метров собралось шесть человек, сложилась уютная атмосфера. Мы четыре часа ели вместе, разговаривали, смеялись, шутили. Она оказалась фанаткой группы Unicorns, и они были везде: игрушки, фотографии… В тот же день в Лионе был музыкальный фестиваль, и после ужина мы все отправились на концерт и дискотеку, где все были в ярких лосинах и кислотных футболках… В общем, это был отличный день.

Петербург занимает второе место после Хельсинки по количеству однодневных ресторанов. По вашему ощущению, что главное отличает Петербург от Хельсинки?

Я, к сожалению, еще не был здесь в Ресторанный день, я только видел фотографии. А что касается самого города — конечно, Петербург больше, ведь здесь живет больше людей, чем во всей Финляндии: это сразу чувствуется. Здесь очень насыщенная жизнь, каждую минуту происходит множество разных событий. Туристу здесь нужен проводник из местных, потому что здесь легко потеряться, не найти стоящее место. Нам показали такие места, которые путешественник никогда бы не нашел сам: надо свернуть во двор, потом пройти еще через двор, и вдруг ты попадаешь в оживленное и приятное место. Такая особенность делает Ресторанный день особенно увлекательным: ты словно следуешь карте в поисках «клада».

Слышали ли вы о каких-либо проблемах при проведении Ресторанного дня: чтобы полиция требовала документы, лицензии, санкнижки?

В Хельсинки не было никаких проблем. Наоборот, нас поддерживают. У нас открывалось около 500 pop-up ресторанов, но ни разу не было скандалов, жалоб, никто не сообщал о случаях отравления.

Мы провели первый Ресторанный день в мае 2011-ого, и в первый же год он распространился на множество стран, но в России - тишина. В феврале 2012 года в Хельсинки проходила конференция по дизайну, куда приехала группа российских журналистов. Я рассказывал им об идее Ресторанного дня. Среди них была женщина в возрасте, которая сказала: «Это звучит здорово, я с удовольствием приехала бы на Ресторанный день в Хельсинки, но для России это совершенно невозможно. Русские люди не доверяют друг другу и никогда не пустят незнакомца в дом. И на улице нам никогда ничего не разрешат готовить, полиция тут же разберется».

Но меньше чем через два года —- ресторанный бум в России: 100 однодневных ресторанов в Петербурге, 50 — в Москве… Да, это случилось. Потому что неважно, какие там законы, какая полиция, важно, что есть люди, которые хотят это делать.

Здесь этим занимается, в основном, молодежь.

Пока да, но посмотрим, что будет дальше. Ресторанный день придумали молодые, но сейчас в Хельсинки участвуют и дошкольники, и их бабушки.

День Хельсинки Фото: Евгений Беликов

В одном из интервью вы говорили об особом ощущении под названием «yes you can» (да, ты можешь). Что вы имели в виду?

Город — это не статичное явление, это не то место, где кто-то будет решать за тебя. Город — это люди, это мы. И каждый должен быть частью процесса развития города, должен влиять на окружающую его среду: как она формируется, что планируется изменить, какой парк здесь разобьют, что построят на этой улице… Каждый должен иметь голос, мнение, влияние. Идея «Да, ты можешь» означает, что в бюрократизированной системе, в которой мы живем (полагаю, в России еще сложнее влиять на нее, чем в Финляндии), одному что-либо изменить почти невозможно. Но если рядом с тобой есть достаточно людей, которые готовы постоять за некую идею, у вас получится. Потому что сила в людях. И я говорю это русским, у которых такой опыт революций — вы же знаете это без меня! Если много людей хотят чего-то, они добьются своего. Стоит только объединиться и делать то, во что мы верим.

Город — это не статичное явление, это не то место, где кто-то будет решать за тебя. Город — это люди, это мы. И каждый должен быть частью процесса развития города, должен влиять на окружающую его среду: как она формируется, что планируется изменить, какой парк здесь разобьют, что построят на этой улице… Каждый должен иметь голос, мнение, влияние.

Для меня Ресторанный день — это то, во что я верю. Продажа алкоголя в ресторанных день, например, в Финляндии формально нелегальна — нужна лицензия. Но в ресторанах подают джин, вино, ром с колой — и закон тут бессилен. А в России требуется специальное разрешение, чтобы открыть однодневный ресторан? 

Все участвуют без всяких разрешений, и никаких серьезных проблем ни разу не возникало и у нас.

Это здорово. Но если бы даже были сложности - не беда. Однодневные рестораны признали бы нелегальными, а люди все равно продолжали бы открывать их - и тогда пришлось бы изменить закон.

Я слышала, что в Ресторанный день даже в обычные рестораны ходят больше людей.

У нас — именно так, а если в Петербурге тоже — отлично! Я думаю, Россия и Финляндия похожи тем, что люди не так уж часто едят вне дома. Мы привыкли готовить и есть дома, у нас не очень развита традиция походов в рестораны, как, допустим, в Западной Европе (другое дело —- бары. Это мы знаем). А ресторанный день ломает этот барьер, заставляет выйти из дома, или наоборот, войти в чужую квартиру, пустить людей к себе, чтобы встретиться с чем-то новым. Pop-up рестораны могут обслужить от 10 до 500 человек каждый, но все-таки, как правило, к вечеру еда кончается, а расходиться по домам не хочется. Поэтому все идут в бар или в ресторан. Так что, Ресторанный день полезен для всех. Кстати, неважно, если человек пойдет в кафе не в Ресторанный день, а в любой другой. Важно, что меняется культура, и все больше людей вдохновляются идеей о том, что выйти и поесть вне дома - значит, впустить что-то новое в свою жизнь.
 

share
print