Новости

ФАС возбудит дело за скрытую рекламу водки «Хортиця» в фильме «Вий»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в ближайшее время намерена возбудить дело о «продакт плейсменте» в фильме Олега Степченко «Вий». В картине усмотрели скрытую рекламу водки «Хортиця», указано в сообщении антимонопольного ведомства со ссылкой на главу экспертного совета Андрея Кашеварова. Ранее ФАС получила соответствующую жалобу от активистов проекта «Трезвая Россия»: скрытая реклама алкогольной продукции в России запрещена.

В России вообще запрещена реклама крепкого алкоголя (более 5% объема) везде, кроме непосредственно мест его продажи. В ходе обсуждения на совете Кашеваров отметил, что наличие логотипа водочного бренда перед надписью «Хортиця» осложняет ситуацию для создателей фильма: использован товарный знак водки, находящийся в обороте, сообщает ИТА-ТАСС.

Именно из-за этого «Вий» не соответствует положениям п. 9 ч. 2 ст. 2 федерального закона «О рекламе», хотя в противном случае мог бы попадать под лазейку в законе: действие ФЗ не распространяется на упоминания о товаре, которые «органично интегрированы в произведения литературы или искусства» и не являются сами по себе сведениями рекламного характера. Но это явно не тот случай, заключили представители экспертного совета, фактически согласившись с позицией общественной организации «Трезвая Россия».

«Поскольку решения совета носят рекомендательный характер, в ближайшее время Антимонопольная служба России возбудит дело по признакам нарушения закона о рекламе по факту размещения товарного знака «Хортиця» в фильме «Вий», – заключил Кашеваров. Ответчиками будут выступать производитель фильма и, возможно, распространитель.

Сама алкогольная компания, производящая данную марку водки, получит иск только в том случае, если будет доказано, что она являлась рекламодателем. Но это вряд ли произойдет: всем известно, что, по негласным правилам делового этикета, подобные взаимоотношения редко оформляются на бумаге. Так что штраф в размере 500 тысяч рублей (это максимально возможная сумма) за нарушение законодательства о рекламе угрожает только киношникам.

Отметим, в фильме «Вий» (2013) есть эпизод, в котором появляется дорожный столб с указателями «Москва», «Лондон» и «Хортица». Последнее указание начинается с логотипа одноименной водки (скрещенные мечи) и дано фирменным шрифтом, позаимствованным из логотипа данного продукта. На самом же деле, Хортица – это крупнейший остров на Днепре, на котором, как считается, располагалась Запорожская Сечь.

На сегодняшнем заседании члены совета обсуждали и еще одну интересную рекламу: баннер торгово-строительного центра «НЕХочешь ИСКАТЬ ГДЕ ДЕШЕВЛЕ – ИДИ В ТЕТРИС…». Члены совета постановили, что здесь также налицо признаки нарушения закона о рекламе (в части запрета на использование в рекламе бранных слов).

share
print