Истории

Городская жизнь подразумевает и пустоту тоже

Тина Собю – главный архитектор Копенгагена, лучшего в мире города для жизни, если верить различным рейтингам. В интервью «МР» она рассказывает о том, как подключить обычных людей к планированию города. И почему это не всегда хорошо для города.

- В чем состоит работа главного архитектора Копенгагена?

- Должность главного архитектора – довольно старая наша традиция, она существует больше сотни лет. Я, кажется, десятый главный архитектор города. У меня контракт на пять лет, потом его могут продлить еще на четыре года, но после этого срока я все равно должна буду уйти.

У меня нет подчиненных, так что я не отвечаю ни за них, ни за какие-либо экономические аспекты. Моя работа главным образом заключается в том, чтобы мотивировать и вдохновлять горожан, политиков и все ветви городской администрации. В прежние времена при главном архитекторе был собственный отдел градостроительного планирования, но сейчас его нет. Мы работаем, скорее, как консультанты, проекты всегда предлагаются извне. Мы совместно с девелоперами обсуждаем городские планы, конкретные проекты.

- Вы хотите сказать, что городские планы делаются частными компаниями, в том числе и девелоперами?

- Совершенно верно. Мы только корректируем их по необходимости и переводим в цифры, и тогда они приобретают статус закона. Так что треть своего рабочего времени я трачу на обсуждение проектов. Я же делаю презентацию для политиков, из которой было бы понятно, каких целей мы хотим достичь. Еще треть времени я трачу на обсуждение эстетики зданий.

- Вы можете при желании приостановить строительство здания, если оно вам эстетически не нравится?

- Могу, если в локальном плане существуют какие-то предписания на этот счет. Если там сказано что-то про фасад, то мы можем заставить его исправить. И, наконец, третья часть моего времени уходит на представительские и образовательные вещи: я читаю лекции, езжу по миру, чтобы рассказывать про Копенгаген – как вот сегодня, например, в Петербурге.

- Копенгаген к тому моменту, когда вы стали главным архитектором, уже был одним из лучших городов в мире для жизни. Чего от вас ждали, приглашая на эту работу?

- Главный архитектор Копенгагена – это открытая вакансия. Вместе со мной на нее подали заявки 48 человек. Я придумала слоган: «Еще больше Копенгагена». Я написала в заявке, что в Копенгагене все идет отлично, и я хочу улучшить его, двигаясь в том же направлении. Моя идея состояла в том, чтобы понять, какие рецепты работают в Копенгагене, и использовать их вместо того, чтобы придумывать что-то ненужное новое. Потом, в Копенгагене все еще есть масса мест, которые не так и хороши.

- В Копенгагене происходят общественные обсуждения архитектуры?

- Да, но не все так просто. Жителям планы демонстрируют в последнюю очередь – уже после всех согласований. Иногда мы немного что-то можем изменить, но чаще всего бывает слишком поздно. В последнее время мы обсуждаем возможность того, чтобы поменять порядок принятия решений, включать горожан в обсуждение в начале процесса, а не в конце.

- Вы сами при этом – специалист по включению людей в процесс планирования города. Знаете ли вы какой-то секрет, благодаря которому это становится действительно эффективным?

- Я думаю, весь секрет в том, чтобы правильно задать вопрос. На прямые вопросы люди всегда будут в качестве ответа предлагать что-то из их прошлого опыта, и тогда города пришлось бы делать одинаковыми. Нужно ставить вопрос более сложно, избегать вопросов вроде «а чего бы вы хотели». Например, в своей прошлой жизни практикующего архитектора я как-то проводила мастер-класс с маленькими детьми. Так вот, на вопрос о том, во что они хотели бы играть, дети всегда называли ту игру, в которую играли вчера. Вместо этого мы предлагали им темы - например, «сафари парк» - и тогда у них начинала работать фантазия, они предлагали что-то, что мы могли бы действительно использовать.

Для меня включение людей в процесс планирования – это в первую очередь процесс узнавания этих людей, их повседневной жизни, их привычек, их поведения, попытка понять контекст, в котором они существуют.

- Расскажите, пожалуйста, про проект кафе EXIT (выход – «МР»), который вы сделали, когда у вас была частная практика?

- У нас было четыре партнера, и мы с самого начала договорились, что нас интересуют только те вещи, которые меняют к лучшему жизнь людей. Пусть это будут небольшие перемены, пусть даже незаметные, пусть даже нельзя будет догадаться, что тут вообще был архитектор. И я всегда бралась за волонтерскую работу. Она, кстати, всегда приносит дивиденды, ты все равно остаешься в выигрыше. На дизайн этого кафе денег не было, и я сделала его бесплатно, чтобы подать заявку на грант.

Проблема в том, что когда человек выходит из тюрьмы, у него нет ровным счетом ничего, никто ему не помогает. Он, может, и хотел бы стать другим человеком, но единственные друзья, которые у него есть – это бывшие преступники, так что его естественный путь – обратно в тюрьму. Кафе EXIT– это организация, которая помогает вышедшим из тюрьмы людям не попасть туда обратно. Я лично верю в то, что у каждого должен быть второй шанс, так что я охотно взялась за эту работу.

- Вы думаете, что тот путь, по которому идет Копенгаген, путь развития пешеходного и велосипедного движения – это единственная стратегия создания хорошего города для жизни?

- Есть много городов, которые меня вдохновляют. Качество города напрямую зависит от количества пешеходов, от оживленности его улиц. Но я также думаю, что у каждого города свой характер и своя история. Если бы города были похожи друг на друга – вот это была бы катастрофа. Это не значит, что то псевдоисторическое здание, которое мы сегодня видели (кинотеатр «Великан» в Александровском парке  – «МР») – это нормально. Оно совершенно вне сегодняшнего дня. Обязательно нужно понимать то время, в котором мы живем.

- Что вы думаете о городской жизни здесь, в этом парке? Здесь довольно пусто.

- Я думаю, это неплохо. Городская жизнь подразумевает и некоторую пустоту тоже.

share
print