Истории

Дорога, оплаченная смертями

Трасса «Скандинавия» станет относительно безопасной в 2018 году. Ее реконструируют — правда, до сих пор неизвестно, придется ли гражданам платить за такое удовольствие или все расходы возьмет на себя федеральный бюджет. Реконструкция коснется и тех участков, которые после Выборга тянутся к границе — в частности, участок до Торфяновки. А вот с технической дорогой вдоль Сайменского канала, где 15 февраля произошла страшная авария, унесшая жизни десяти человек, все гораздо сложнее.

Напомним, авария произошла 15 февраля в 10 утра на узкой извилистой дороге, ведущей к пограничному пункту «Брусничное». Микроавтобус «Фольксваген», направлявшийся в Финляндию, занесло, и он, вылетев боком на встречную полосу, врезался в лесовоз «Скания». Погиб водитель микроавтобуса и девять его пассажиров. Уцелели только двое: сейчас они уже дома. Водитель грузовика пролежал два дня в реанимации, но сейчас его жизни уже ничего не угрожает.

С одной стороны трассы — скала, с другой, под обрывом, — Сайменский канал. Его активно эксплуатируют финны, дорогу и построили для того, чтоб пользоваться каналом. Причем трасса считалась военной, и строилась она по особым правилам. Опасные повороты, настоящий серпантин — все было сделано для того, чтобы затруднить бомбардировку машин с самолетов. Сейчас дорога находится в аренде у Республики Финляндия, как и весь Сайменский канал. Именно финны должны были следить за ее состоянием: вовремя разбрасывать свою гранитную крошку. Российская сторона ограничилась тем, что развесила повсюду знаки, запрещающие движение со скоростью более 60 км/ч. В то утро бригада финских дорожников инспектировала трассу на легковой машине и сочла, что ее вполне можно не посыпать, она не скользкая. Произошло это в шесть утра по финскому времени, т. е. в восемь по московскому. А еще через два часа случилась авария. После аварии по дороге все-таки проехала финская щебнеразбрасывающая машина, но было уже поздно.

Виновник аварии погиб, но в уголовном деле могут появиться и другие обвиняемые, например, глава того самого ИП, которой принадлежал разбившийся микроавтобус. Как заявил прокурор Выборгского района Ленобласти Олег Минаев, он лично осматривал шины разбившегося автомобиля. По его словам, резина не соответствовала требованиям — она была всесезонная, без шипов. На задних внешних колесах стояла та же всесезонка, а на внутренних — летняя, да еще и лысая. Финны, может, и досматривают колеса, но только внешние, и если на шинах стоит маркировка M+S, они такое авто пропустят. Зато в машине имелся тахограф, как и положено любому коммерческому автомобилю. «Благодаря ему мы выяснили, что в момент столкновения скорость микроавтобуса была не меньше 90 км/ч, то есть водитель превысил разрешенную на 30 километров в час, и это — несмотря на сложные дорожные условия», - сказал Минаев.

Не секрет, что чем ближе машины приближаются к пограничному пункту, тем больше норовят обогнать друг друга, чтобы поменьше стоять в очереди.

«Я знаю этот участок, очень красивое место. И в любую погоду можно рассмотреть эту красоту, поэтому ехать по такой извилистой дороге быстрее 60 км/ч просто невозможно», - отметил член совета общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.

Начальник отдела организации работ по содержанию и сохранности дорог «СевЗапУпрАвтодор» Владимир Муравьев заверил, что реконструироваться этот участок все-таки будет, возможно, на нем появятся две полосы движения в каждом направлении. По крайней мере, на участке до реки Малиновки.

Проблема дороги, ведущей к Брусничному, как и всей 148-километровой трассы «Скандинавия», - в несоответствии ее статуса (дорога второй категории) реальному трафику. В ближайшее время дороге должны присвоить категорию 1В. Ежегодно через пограничные пункты Торфяновка, Брусничное и Светогорск проезжают более 3,5 миллионов автомобилей. Добавим сюда тех, кто ездит по Скандинавии на дачу, а также всевозможные песковозы и прочие грузовики, обслуживающие выборгские карьеры. В общем, очевидно, что нагрузка на трассу свалилась непомерная. А дорога до сих пор имеет по одному ряду в каждую сторону (не считая обочин) и никакого намека на освещение.

По ГОСТу уличное освещение на загородных трассах должно присутствовать только в населенных пунктах. Такое село на всю трассу одно — Огоньки, и эти огоньки там есть. По всей остальной дороге машины едут с дальним светом фар, слепя друг друга.

В прошлом году на трассе «Скандинавия» произошло 715 аварий, погиб 41 человек, в том числе три ребенка. На пресловутом участке Выборг-Брусничное в 2013 году зарегистрирована одна авария с одним погибшим. Правда, в этом году - уже три. А погибших, как известно, десять. Основные причины столкновений — несоблюдение скоростного режима. Даже если на трассе разрешена скорость 90 км/ч, то она не для темного времени суток и не для дождливой погоды. Вторая причина — выезд на встречную полосу, третья — несоблюдение очередности: когда машины таранят друг друга, пытаясь поделить на двоих один ряд. Нетрудно догадаться, что после реконструкции эти проблемы исчезнут. А ее обещают провести с размахом: построить 15 новых мостов, расширить до трех (даже не двух) полос в каждом направлении и главное — обеспечить постоянное электроосвещение. Владимир Муравьев пояснил, что вопрос с финансированием проекта — будет ли оно осуществляться на федеральные деньги или с использованием частного капитала — еще не решен. Понятно, что в случае внедрения государственно-частного партнерства, проезд по дороге, скорее всего, будет платным.

share
print