Истории

Как сделать удобным обычный петербургский двор

«Мой дворик», «ребята из нашего двора» – когда-то это звучало естественно, двор был продолжением родного дома. Сегодня нередко во дворе идет борьба за место для машин. Во многих кварталах недостает зелени, невозможно посидеть на скамейке с книжкой, негде погулять с собакой. Да и высота новостроек лишает двор камерности и психологического комфорта. Как выразился о дворах в новостройках краевед, житель Купчино Наум Синдаловский: «Я чувствую себя ничтожеством в этом каменном мире!»

Проблема номер один – машины

По мнению Эдуарда Тиктинского, президента и генерального директора холдинга RBI, люди пока не готовы платить за машиноместа, сколько бы они ни стоили – нет соответствующей культуры. Наш человек, покупая машину, пока не чувствует свою ответственность за ее размещение вне общественных зон. Поэтому разведение потоков машин и людей еще долго будет головной болью девелоперов.

Другая проблема – ограды и заборы. С одной стороны, жители дома хотят чувствовать себя защищенными, с другой – заборы могут перекрывать «нахоженные» тропки и создавать конфликты. 

Но самая главная задача двора, по версии Тиктинского, – создание особой среды: «Задача инвесторов сегодня – создание новых дворов, где растут гармоничные личности. Есть американские исследования о том, как дворовая среда способствовала превращению некоторых районов в гетто. От вопроса формирования двора во многом зависит будущее страны!»

Кричащие цвета – не для Петербурга

С Тиктинским согласна Мария Осорина, доцент факультета психологии СПбГУ: по ее словам, к формированию двора нужно подходить сообща – архитекторам, ландшафтным дизайнерам и психологам. «Прежде всего, важно рассматривать двор как зону взаимодействия людей, как социальное пространство, – говорит она. – В доме живут люди разных возрастов и нужды всех необходимо учитывать».

Одна из главных ошибок многих современных дворов – в них есть свободное место только для маленьких детей (детская площадка). К тому же детское оборудование слишком яркое, контрастное. Это действует на детей раздражающе, для высокочувствительных малышей яркие желтые, красные, синие цвета даже вредны.

Младшим школьникам нужны детские площадки, как в обезьяннике – чтобы можно было куда-то залезать, откуда-то, качаясь, спускаться, чтобы были неустойчивые опоры под ногами, чтобы было за что уцепиться и качаться на 360 градусов в любом направлении. Также им нужно пространство, где они могут играть в подвижные игры.

Подросткам и юношам нужно место, где они будут соревноваться, «выпендриваться», показывать свои спортивные умения, навыки - скажем в обращении со скейтбордом. Площадки для малышей им неинтересны.

Двор без птичек – не двор!

Взрослым тоже хочется общаться. «В районах появились площадки с антивандальными тренажерами для взрослых. Но часто они расположены неудачно, на проходе, это некомфортно для человека. Нужны места для общения и, одновременно, для движения. Пожилым людям надо и посидеть, и пошевелиться. Им тоже хочется поговорить, а еще им нравится смотреть на маленьких детей. Также не должны выпадать из нашего внимания животные, как домашние, так и дикие. Птицы разных видов, скажем, дают очень много простора для наблюдения. Особенно пожилые люди очень любят наблюдать за птицами – воронами, голубями, синицами», – говорит Мария Осорина.

Психолог предлагает собрать комплексную бригаду, куда войдут специалисты разных сфер – ландшафтный дизайнер, архитектор, психологи – и сделать 3-4 двора-модели для Петербурга, используя свой и западный опыт.

Однако на пути здравых идей могут встать препятствия в виде многочисленных правил и условий. Юрий Фоменко, главный ландшафтный архитектор бюро МОХ, отмечает, что в наших сложившихся районах соблюсти все пожелания во дворах очень сложно – нужно учесть массу санитарных и пожарных правил, расположение подземных сетей. Перед ландшафтными архитекторами стоят задачи не «цветочки посадить», а решить головоломку.

Но все эти проблемы будут решаться легче и быстрее при одном условии: если жители сами осознают свой двор как часть личной среды обитания, часть своего дома. Для этого нужно создавать сообщества соседей, участвовать в благоустройстве, озеленении, обсуждениях проблем дворов. По словам Марии Осориной, дворы нужно наполнить социальной жизнью, общими делами и развлечениями для жильцов.

Двор – это не то, что вы думаете

Наум Синдаловский, писатель, краевед, знаток петербургского фольклора:

«Санкт-Петербург развивался иначе нежели средневековые города. Здесь дома строились не хаотично: в городе проложили «першпективу», расчертили участки. Сразу появилось типовое строительство, по трем категориям: дома для «подлых», для «именитых» и для «зело именитых».

Дома должны были быть соразмерными в архитектуре росту человека, за высоту дома взяли высоту природного объекта - дерева. До сих пор эта высота считается лучшей для человека в плане ощущения себя в пространстве.

За первыми домами располагались хозяйственные, дворовые постройки – это и было начало дворов.

В середине XVIII века возникают загородные усадьбы: из сохранившихся это дворец Шереметевых, особняк Кушелевых-Безбородко, дворец Бобринских… Перед ними разбивали двор с зелеными насаждениями, красивой оградой, художественным оформлением. Это были первые дворовые пространства.

Вообще изначально двор – это совсем не то, что мы сейчас под ним понимаем. Двор как таковой появился во второй половине XIX века, со строительством доходных домов – территории рядом с ними обрастали флигелями, сараями, пристройками, которые превратились во дворы-колодцы. Были черный вход и парадный. В парадный заходили певцы, музыканты.

Двор – это территория, огражденная четырьмя фасадами. Дворы в советское время – это уже по сути не дворы, а проходные территории в квартальной застройке. Человек стал несоразмерным высоте здания, и сейчас в новых районах, где стоят 25-этажные дома, это еще более ощутимо: человек чувствует себя мелким и ничтожным.

Задача современных дворов – примирить человека с этой неестественной высотой. Что могло бы сбалансировать эту несоразмерность сейчас? Возможно, некие элементы – художественные ограды, театральные тумбы, скамьи, фонарные столбы, небольшие скульптуры, мемориальные места».

Борьба за территорию

У метро «Звездная» – огромный квартал новостроек. Многоэтажки построены кучно. Люди жалуются на тесноту, отсутствие пространства для отдыха и прогулок, даже детские площадки маленькие и «бедные». Но даже этого люди могут лишиться.

Недавно жители корпусов 1 и 2 дома №10 по улице Пулковской обнаружили, что придомовая территория, которая является их общедолевой собственностью по закону, продана под парковку.

Жители подали заявление в прокуратуру, цитируем: «В результате манипуляций по разделу земельного участка … у домовладельцев комплекса «Звездный» незаконно отобрана вся придомовая территория, включая детскую площадку, проезды и места сбора мусора, принадлежащая нам на праве собственности согласно ст.36 Жилищного кодекса, ст.35 Земельного кодекса, Федерального закона 189-ФЗ.  

Одним из результатов произошедшего явилось уничтожение озеленения и строительство платной автостоянки за большим корпусом площадью 5,9 тыс. квадратных метров с нарушениями санитарных норм, правил пожарной безопасности и норм градостроительного законодательства».

Жители также обратились в администрацию Московского района, Роспотребнадзор, МЧС. Ранее данная территория принадлежала ЗАО «Строймонтаж» и была реализована на торгах в рамках процедуры банкротства компании – это сообщили людям в ТСЖ. Как это произошло – жители до сих пор понять не могут, и надеются на следствие.

share
print