Истории

Рецензия: «Вий» 3D - спасибо, что неживой

«Вия» снимали восемь лет. Потратили миллиард рублей. И фильм, конечно, войдет в историю. Не как самый дорогой российский долгострой (он лишь на шестом месте). И даже не как самая развесистая клюква (есть все же комедии Сарика Андреасяна). «Вий» уникален сочетанием огромного бюджета и ничтожного выхлопа.

«Над классикой надругались» - эту риторику отбросим сразу. Ну - Гоголь, ну - сюжет знакомый. История про Хому Брута и третьих петухов рассказана по-быстрому, серией флэшбеков, она - приквел, приправа к основной сюжетной линии. Британский  картограф Джонатан Грин (Джейсон Флеминг) верхом на самодвижущейся повозке прибывает в Карпаты, чтобы померяться с древним монстром силой европейского ума, а не силой слова Божьего.

Улыбка Джейсона Флеминга - артиста гибкого, обаятельного и неглубокого - украшает фильм. На лице его героя постоянно читается вежливое удивление: «Боже, куда я попал». Куда-куда. В сценарии этот край назван Трансильванией, похож на лубочную Украину и населен анекдотическими казаками-алкоголиками (последняя роль Валерия Золотухина). Главные приметы страны Стереотипии - усы до пола, бутыли горилки до неба и крепкие накладные груди, распирающие вышиванки.  

Сценарная задумка (рассказать «Вия»на новый лад, в интерьерах «Ван Хельсинга») - неплоха. Но на пути от задумки к воплощению что-то случилось. То ли деньги украли, то ли все перепились водки «Хортица», ненавязчиво рекламируемой в фильме - и вышло что вышло. «Вий» - феноменально некачественное кино. Звук как из бочки. Костюмы с детского утренника. Медлительные монстры и спецэффекты, как в игре Quake 3. Кривой монтаж. Дырки в сценарии. Картонные персонажи.

То ли деньги украли, то ли все перепились водки «Хортица», ненавязчиво рекламируемой в фильме - и вышло что вышло. «Вий» - феноменально некачественное кино.

Вдобавок Олег Степченко пошел по сложному пути: смешал (но не взболтал) комедию с ужастиком. Это удавалось немногим (молодой Роман Полански в их числе), и Степченко это тоже не удалось. «Вий» не страшен - маркировка 12+ и искусственные когти из магазина приколов «Шалун» не напугают и ребенка. «Вий» не смешон - разве что вас веселит, когда кто-то поскользнулся, и парик на бок съехал. 

Можно ли получить от «Вия» положительные эмоции? Ну конечно. Убожество муниципального театра  порадует знатока. Поделка из кала и спичек развеет тьму январской ночи. Самодеятельность всегда вызывает умиление. 

  • 1275355731_f_21625

    Кадр из фильма "Вий"

  • 20140129-142057-904

    Кадр из фильма "Вий"

  • 8

    Кадр из фильма "Вий"

Главная загадка неординарного фильма «Вий» -  кто дал на эту самодеятельность 30 млн баксов? Олег Степченко, автор «Мужского сезона» и «Сматывай удочки», не только режиссер никудышный (провал у критики не слишком волнует толстосумов) - он и делец бездарный. Предыдущие его фильмы с треском провалились в прокате и «Вия» ждет такая же судьба, неужели спонсоры об этом не догадались? Зритель наивен, но не настолько - ему нужен хотя бы «Сталинград». 

И вообще, разговор о «Вие»  не хочется вести на критическом языке - тут надобен экономический. Из десяти самых дорогих российских фильмов окупились лишь три: «Монгол», «Адмирал» и «Сталинград». «Вий» -  на шестом месте в десятке дорогих.  Страшно не то, что такие фильмы будут появляется вновь. Нет, «Вий» - случай фантастического, просто гоголевского распила денег, это скорее исключение. Страшно, что теперь сойдут за шедевр самые обычные, крепко сбитые фильмы типа «Легенды №17». Аргумент: зато не «Вий».

«Вий» 3D

Страна производства: Россия, Украина, Чехия,  Германия, Великобритания

Бюджет: 28 млн долларов

Автор сценария и режиссер: Олег Степченко

В главных ролях: Джейсон Флеминг, Чарльз Дэнс, Валерий Золотухин и другие


АКТЕРCКИЙ СОСТАВ: 4 из 10

СЦЕНАРИЙ: 2 из 10

РЕЖИССУРА: 1 из 10

share
print