Истории

Коммунальщики активно солят дороги Петербурга, потому что это выгодно

Соль, иногда в сочетании с небезопасными химическими соединениями, кучками лежит на тротуарах и дорогах Петербурга. Горожане жалуются на это не первый год. Но власти даже не пытаются проконтролировать последствия своей борьбы со снегом. Между тем, последствия гораздо больше, чем просто убитая обувь.

На зиму 2013-2014 годов Комитет по благоустройству заготовил 120 тысяч тонн соли, 50 тысяч тонн песка, 755 тонн противогололедного материала «Бионорд» (чиновники просят не называть его реагентом) и 1,9 тонн гранитной крошки. Крошка используется значительно реже, чем предыдущей зимой: адресная программа сократилась с 474 до 290 улиц, это меньше одного процента всей улично-дорожной сети. Всего крошкой обрабатывают 418 тысяч кв. метров территории – в основном, в Приморском и Пушкинском районах. Большую же часть Петербурга по старинке посыпают солью.

До второй половины января эти материалы расходовались минимально. Но стоило пойти обильным снегопадам, как выявились проблемы, о которых экологи и активисты говорят уже не первый год. Например, в сообществе «Красивый Петербург» «ВКонтакте» появился такой пост: «Нередко вместо того, чтобы оперативно подмести свежий снег и оставить тротуар в чистоте и сухости, коммунальщики выходят с вёдрами солевых смесей и засыпают ими всё вокруг с нарушением положенных нормативов – не более 50 грамм на квадратный метр. В результате на тротуарах в -10 стоят солевые лужи, которые уничтожают обувь петербуржцев и наносят серьёзный урон здоровью не только людей, но и домашних питомцев на прогулках».

На сайте «Красивого Петербурга» собирают фотофакты злоупотреблений реагентами:

  • Большой Сампсониевский проспект

    Большой Сампсониевский проспект. Фото: "Красивый Петербург"

  • Полтавская Улица

    Полтавская Улица. Фото: "Красивый Петербург"

  • Северный проспект

    Северный проспект. Фото: "Красивый Петербург"

  • Липовая аллея

    Липовая аллея. Фото: "Красивый Петербург"

  • Политехническая улица

    Политехническая улица. Фото: "Красивый Петербург"

  • Тихорецкий проспект

    Тихорецкий проспект. Фото: "Красивый Петербург"

  • Московский проспект

    Московский проспект. Фото: "Красивый Петербург"

  • Кронверкский Проспект

    Кронверкский Проспект. Фото: "Красивый Петербург"

  • Ботаническая улица

    Ботаническая улица. Фото: "Красивый Петербург"

Под обращением к губернатору Георгию Полтавченко прекратить сыпать соль ведрами на сайте Change.org подписалось уже 240 петербуржцев. Его автор, жительница Пушкина Алла Плотникова, перечисляет проблемы, которые такая практика создает: «1.Трава, кустарник, деревья вдоль дорог – весной кажутся просто выжженными. 2. Дети катаются на санках, играют в снежки, соль вместе со снегом попадает в рот. 3. Мы дышим ядовитыми испарениями. 4. Снег тает и вместе с солью попадает в сточные воды, которые загрязняют водоемы. 5. Соляная смесь и тающий снег создают слизкую субстанцию, которая делает наши тротуары еще более скользкими, чем спрессованный снег».

Нормативы уборки снега в Петербурге*

*Из распоряжения Комитета по благоустройству № 188-р от 10.10.2013. ПГМ – это противогололедные материалы.

Самый опасный элемент здесь – формиат натрия, он используется при создании муравьиной кислоты и относится к четвертому классу опасности (малоопасные). В высоких концентрациях может вызывать раздражение верхних дыхательных путей и слизистых оболочек.

В предыдущие годы деньги на уборку города выделялись в виде субсидии специализированным дорожным предприятиям, принадлежащим Смольному. Однако затем Контрольно-счетная палата указала, что такая практика не соответствует действующему законодательству. Теперь Смольный выбирает подрядчиков на конкурсной основе, они должны выполнить технического задание – сохранить улицу целой и чистой, и предложить наименьшую цену за свою работу.

Руководитель портала «Заливает.СПб» Федор Горожанко считает, что эта практика и привела к нынешним злоупотреблениям противогололедными материалами: «Задача фирмы, которая выигрывает конкурс – чтобы тротуар был чистый. Каким образом она это достигает – в новой практике не имеет значения. Им выгодно просто сыпать столько соли, что вообще не появляется наледь, вместо того, чтобы выгонять дворников, подметать, использовать технику. Дешевле получается проехать на машине и высыпать из нее соль, чем медленно гнать ее вдоль тротуара и счищать щетками. Минусом этого, естественно, является убитая обувь».

Некоторые экологи считают, что применение гранитной крошки повсеместно – лучший вариант для петербургской зимы. Крошка не разъедает снег, а утрамбовывает его, как в Финляндии. Депутаты Законодательного собрания Петербурга позапрошлой зимой обращались с запросом в правительство Петербурга о возможностях применения этого метода. Выяснилось, что российские стандарты требуют счищать снег с асфальта, а не утрамбовывать его. В результате местами уборка превращается в профанацию – снег и не счищают, и не утрамбовывают.

«В советское время соль использовалась значительно менее интенсивно и смешивалась с песком, – вспоминает архитектор Павел Никонов, в молодости работавший дворником. – Сейчас ее сыплют обильно и неравномерно – маленькими кучками. Соль попадает на газоны. Наши климатические условия отнюдь не уникальны, поэтому нужно использовать опыт соседних стран».

Архитектор считает, что собирать крошку с помощью пылесосов – самое разумное решение. «Видел, как пылесосы работают в центре Праги, ничего страшного в этом нет. Убирать с их помощью снег бессмысленно, но у нас также огромная проблема – запыленность города. Возьмите западные фильмы: герой приходит с улицы домой и ложится сапогами на кровать. Нас это всегда шокирует. В действительности на Западе человек приносит с улицы куда меньше пыли и песка. В Петербурге машины с крутящимися щетками просто перегоняют пыль с места на место, она практически не смывается», – добавляет Павел Никонов.

share
print