Истории

В Петербурге появятся электронные больничные и виртуальные чиновники

Постановление правительства об информационном обществе в Петербурге официально опубликовано на сайте Смольного. Судя по этому документу, к 2016 году транспорт в городе будет ходить без перебоев, люди станут жить дольше, чиновников будет меньше. И все - благодаря новым технологиям за 45 млрд рублей.

Комитет по здравоохранению завершил разработку мобильного приложения, которое позволит записаться к врачу в Петербурге. Оно вот-вот будет доступно на телефонах и планшетных компьютерах Apple. Это обещание губернатор Георгий Полтавченко дал в начале января.

Для пользователей Android и Apple с 2013 года действует другой бесплатный мобильный сервис – «Госуслуги Санкт-Петербурга»: там можно найти близлежашие органы власти, отследить статус электронной заявки, получить информацию о наличии льготных лекарств в аптеках и также назначить визит в поликлинику или диспансер. Правда, пока это получается не у всех. «Приложение оставляет желать лучшего. Постоянно вылетает, функционал обширный, но на практике ничего толком не работает», – пишет пользователь Ништяк в комментариях на сайте Apple. Другой недостаток мобильных приложений Смольного – отсутствие функции записи по направлению врача. Для этого приходится пользоваться официальным порталом gorzdrav.spb.ru.

Все эти новинки – обязательства в рамках программы «Развитие информационного общества Санкт-Петербурга» до 2016 года, которая была подписана губернатором Георгием Полтавченко осенью и опубликована на сайте Смольного 23 января. Во исполнение программы Комитет по информатизации и связи также планирует развивать электронный документооборот образовательных и культурных учреждениях. Это значит, например, что родителям к 2016 году не понадобится покупать бумажные учебники – они будут доступны для скачивания в электронную книгу. 55% музеев, 86% архивов и 88% библиотек выложат свои фонды для общего доступа в интернет.

История болезни каждого петербуржца, маршруты пациентов по всем учреждениям здравоохранения будут доступны на едином портале. По идее, эти данные позволят обеспечить преемственность лечения и наблюдения. Еще одна цель опубликованной программы – повысить качество транспортного обслуживания, в том числе сократить интервалы движения общественного транспорта. «Применение технологий GPS/ГЛОНАСС позволит пассажиру оперативно и точно узнать о местонахождении и времени прибытия на остановку необходимого маршрутного автобуса, трамвая или троллейбуса», – говорится в программе. Датчиками также будет оснащена уборочная техника, транспорт коммунальщиков и скорые помощи. Общественный транспорт и уборочная техника уже отображаются на интерактивных картах Смольного, но только в тестовом режиме.

Правительство Петербурга ставит в программе весьма амбициозные цели – от «развития духовной жизни жителей региона до уровня полноправных членов информационного общества» до «снижение смертности населения за счет повышения качества жизни населения». Не лучше ли было поставить более приземленные цели, но внедрить в программу механизмы контроля их достижения?

«На нашем рынке существует еще масса абстрактных терминов, которые можно с таким же успехом записать в цели программы, – говорит интернет-буржуй Андрей Рябых. – Это повышение релевантности нахождения текстов в поисковиках, повышение юзабельности информации, повышение лайкабельности фотографий (больше котиков)...

При взаимодействии с чиновниками мне сильно не хватает понимания, куда тратятся наши деньги. Например, в интернет выложен бюджет Петербурга - ссылка; общая сумма денег распадается на крупные статьи бюджета - ссылка; распадается на конкретные целевые программы - ссылка; мы узнаем подрядчиков, и куда эти деньги пошли. Какие средства выделены, что на них сделано, сколько денег осталось – мне эта информация с точностью до недели была бы очень интересна.

Другой пример. Правительство решило построить стадион. У петербуржцев есть возможность проголосовать – не лучше ли эти миллиарды потратить на детские площадки или бассейны? Чтобы каждая трата выше, например, четверти миллиарда проходила общественное обсуждение в социальных сетях.

Также была бы полезна автоматизированная запись на прием. Чтобы можно было не стоять в очереди, а прийти к конкретному чиновнику за пять минут и поговорить. Была бы интересна статистика работы чиновника по поступившим жалобам и делам (сроки, эффективность работы). У чиновников все регламентировано. Это на 50% списанный бизнес-процесс. Электронная система может взять на себя большое количество компетенций, которые сейчас выполняет чиновник. Но проблема в том, что им такая перезагрузка и прозрачность не нужны».

share
print