Истории

Рекорд опоздания петербургского троллейбуса - 127 минут, но бороться с этим не умеют

Наземный общественный транспорт в Петербурге регулярно опаздывает. Не помогают ни система ГЛОНАСС, призванная отслеживать его перемещение в пространстве, ни конкурсы на маршруты, ни санкции Комитета по транспорту. Официально средний интервал между автобусами в городской черте должен составлять 12-15 минут, в ночное время (после 22:00) – минут 20. Но, как выяснили в аппарате депутата ЗакСа Вячеслава Нотяга, он достигает 90, а то и 127 минут. Представляете, каково это: мерзнуть два часа на остановке, абсолютно не ведая, придет автобус или нет.

«Мы собрали урожай жалоб по поводу троллейбусов №№ 24, 26, 15, 17, автобусов 64, 88, 171, 63 и маршрутки 345, - пояснил помощник депутата Дмитрий Михайлов. – В основном жалобы стекались из Московского района, поскольку он как раз в нашей юрисдикции. Автопредприятия – различные, а троллейбусы, естественно, обслуживаются «Горэлектротрансом». Больше всего претензий получили маршруты 64 и 64а – от «Звездной» до Воздухоплавательного парка и, соответственно, Рощинской улицы, где организацию пассажирских перевозок осуществляет ООО «Пальмира». Основными причинами срыва расписания, сообщили в комитете, являются транспортные заторы на Благодатной, Краснопутиловской, Ленсовета и Московском проспекте. Опоздания достигают 39-58 минут».

Задержки и заторы накладываются друг на друга, и компания регулярно не выполняет норму по количеству исполненных рейсов. К примеру, в ноябре было не выполнено 29 рейсов: по одному «недокату» в день. В Комитете по транспорту в ответ на депутатский запрос сообщили, что к ООО «Пальмира» применены штрафные санкции, снижена величина полагающейся субсидии из бюджета города. На сколько – не уточнили. Может статься, перевозчик все равно остался в плюсе: довольно много автобусов, особенно в спальных районах, гоняют себе в убыток. Устранить нарушения, отметили чиновники, не представляется возможным, так как требуется приобретение дополнительного подвижного состава. О проблемах перевозчика комитет знает, но позволяет ему выигрывать конкурсы. Ладно, маршрут по Витебскому проспекту не самый востребованный – но есть ведь и другие. В конце концов, слегка исправить проблему можно, поменяв расписание: официально сделать интервалы больше, а обеспечение транспортом – надежнее.

Кстати. Онлайн-карта петербургских маршрутов НОТ демонстрирует, как обеспечены машинами скандальные маршруты. Замеры проводили в полдень. На 64 маршруте одновременно находились четыре автобуса – это еще более-менее (хотя «тройку», чей маршрут всего в два раза длиннее, обслуживали 13 машин). Зато по 171 маршруту катались только две автобусных единицы, по 88 – одна.

Ситуация с троллейбусами – проще и печальней: здесь никакого конкурса нет, за все несет ответственность ГУП «Горэлектротранс». Он винит во всем транспортные заторы в центре (Литейный, Загородный и Московский). Так, в ноябре интервалы движения маршрута №15 составляли от 23 до 72 минут, а всего по вине перевозчика было не выполнено 90 рейсов: по три в день. На 17 маршруте – перерыв составлял от 23 до 127 минут! Опрос горожан добавил в скорбный список троллейбусов, которые лучше не ждать вообще, номера 14, 36, 16, 34, 28 и 33, трамваи 21 и 40, а автобусов получилось так много, что перечислять нет смысла.

Мы поинтересовались у активистов движения «Петербуржцы – за общественный транспорт», какие опоздания они считают приемлемым, и какие санкции – логичными. Там в опозданиях на 90 минут усомнились (хотя Комтранс их подтвердил). Про систему ГЛОНАСС, которая нисколько не помогает следить за нарушителями (а между тем, она обошлась городу в 70 тысяч рублей за каждую единицу транспорта) ответили: зачастую она отключена, либо сломана. Если система полностью не работает, то и эффективности от нее нет и не будет!

«На самом деле все контролируется, но по факту никто не заинтересован лишать «Горэлектротранс» или «Пассажиравтотранс» субсидий, т.к. это государственные учреждения, которые, собственно, и находятся в ведении правительства Санкт-Петербурга, - заявил эксперт Виктор Орлов. – Что, наказывать самих себя? А если же это коммерческие перевозчики, то нельзя исключить и вариант того, что срыв рейсов делается намеренно. То есть по документам рейсы были, и документы об оплате этих рейсов есть, но кто-то на это закрывает глаза, само собой не бесплатно.

В целом есть прямые проблемы, которые существуют очень давно и, к сожалению, решать их никто не хочет. Во-первых, все перевозчики в городе получают в первую очередь оплату от заказчика  от количества выполненных рейсов за день. Допустим, произошла авария, на путях скопились трамваи. Когда им расчистят проезд, трамваи поедут друг за другом с минимальным интервалом, и никого не будет заботить, что они возят воздух: лишь бы выполнен был план по рейсам. Раньше «Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс» сами осуществляли контроль интервалов и, соответственно, диспетчеризацию: было лучше, ведь все делалось по уму: разумные интервалы на конечных станциях и укороченные рейсы, если вдруг случились крупные задержки в расписании из-за какого-то ЧП.

Но в то же время план по билетам тоже надо выполнять, и многие водители специально едут медленнее и дольше стоят на остановках, чтоб собрать больше пассажиров и, соответственно, выручку. Такое бывает не только в маршрутках.

В-третьих, поскольку расписание играет второстепенную роль в жизни водителей, значит, если трамвай/троллейбус/автобус опаздывает по расписанию в конце рабочей смены, то водитель старается опоздать еще больше, чтоб его с конечной станции диспетчер отправил сразу в парк, а не в новый рейс.

Что примечательно, что в Москве для водителей главенствует расписание, за которое карают очень жестоко, буквально за каждую минуту опоздания. И, несмотря на турникеты, расписание водители выполняют».

 

 

 

 

 

share
print