Истории

В Петербурге кинотеатры закрываются один за другим

С карты Петербурга постепенно исчезают культовые кинотеатры: один только Невский проспект за последние годы лишился «Баррикады», «Паризианы» и «Колизея»; до сих пор неясна и судьба закрывшегося на реконструкцию «Кристалл Паласа». Советская сеть кинотеатров шаговой доступности зачахла еще раньше. В новых кинотеатрах – «Формула Кино Галерея», Angleterre Cinema Lounge – высокие цены и не самый оригинальный репертуар. Если тренд сохранится, то вскоре кино на большом экране будет смотреть дорого, ездить за ним – далеко, а выбрать из новинок проката – нечего.

Между тем зайдите в любой кинотеатр в центре – «Родину», «Аврору», «Художественный», ту же «Галерею» - ближе к вечеру: не всегда получится купить билет, на блокбастерах – аншлаги. Зрительский спрос есть. Предложений – всё меньше.

Хроника. Как закрывались кинотеатры

«Паризиана», Невский пр., 80: в качестве кинотеатра открылась в 1914 году, закрыта на реконструкцию в 2007-м; после завершения работ в здание въехал магазин одежды H&M.

«Баррикада», Невский пр., 15: открылась в 1923 году (сначала называлась «Светлая лента»). В ходе комплексной реконструкции 2005-2010 годов стала частью «Талион Империал отеля».

Кинотеатр «Ленинград», Потемкинская ул., 4: открылся в 1959 году – в «Ленинграде» был самый большой экран в городе; в 2004-2007 годах здание перестроили под досуговый центр (жители, впрочем, уверяли, что никакого досуга им не организовали). В августе 2012 года «Ленинград» вновь обнесли строительными лесами.

«Колизей», Невский пр., 100: в здании 1907 года постройки уже через шесть лет обосновался кинематограф «Галант»; название «Колизей» появилось в 1930 году. Кинотеатр закрыли в 2011 году (причина: большая конкуренция), а затем продали организации «Миссия Благая весть» за 10 млн долларов. Сейчас там концертный зал «Арена Колизей».

«Кристалл Палас», Невский пр., 72: открылся в 1910 году; закрылся на реконструкцию в 2012-м. Откроется ли он вновь в качестве кинотеатра – до сих пор неизвестно.

Советские кинотеатры в спальных районах, за редкими исключениями, в XXI веке окончательно зачахли: даже всевозможные мелкие бизнесы, в 1990-е приспособившие здания под свои нужды, в какой-то момент стали покидать морально устаревшие «коробки» и «стекляшки». Так, если проехать по проспекту Просвещения, можно увидеть сначала «Фестиваль» - неприютный, заколоченный, а затем место, где был «Прометей» - ныне снесенный.

Что это значит для зрителя?

Версия пессимистическая: кино – дороже и хуже

Во-первых, в отсутствие серьезной конкуренции ничто не мешает мультиплексам взвинчивать цены на билеты. Так, киновед Леонид Цыткин, сравнивая цены, говорит, что в Нью-Йорке на сеансы можно попасть за 4-5, максимум – 10 долларов; в «Галерее» сеансы в «прайм-тайм» обойдутся в 350 рублей (около 11 долларов). «Большее количество кинотеатров привело бы к тому, что цены на билеты стали бы более разумными», - считает эксперт. Сейчас, по мнению Цыткина, наблюдается обратная тенденция: «Открываются какие-то элитные кинотеатры вроде Angleterre Cinema Lounge – причем они элитные только в том плане, что там чуть дороже билеты, но фильмы идут те же, что и в мультиплексе в Купчино».

Во-вторых, искоренение системы кинотеатров шаговой доступности привело к тому, что за многими качественными фильмами приходится ехать с периферии в центр, потому что в ближайшем «Гранд Каньоне» или «Родео Драйве» их просто не покажут. «Кино – предмет потребления. Человек не обязан, как на праздник, ехать в центр города, чтобы посмотреть фильм», - говорит Леонид Цыткин.

В-третьих, большое количество фильмов – в том числе умных, добрых и даже не категории «18+» - до больших экранов просто не доходит; либо имеет 3-4 показа (как правило, фестивальных) в максимально неудобное время. Например, фильм «Византия» Нила Джордана, вышедший в этом году, «поймать» в Петербурге было практически невозможно.

В-четвертых, чем меньше кинотеатров и фильмов, в них демонстрируемых, тем хуже качество отечественного кинопрома. «Люди – в том числе студенты кинематографических вузов - отвыкают смотреть кино на большом экране. Никакое образование не заменит то, что студенты должны увидеть своими глазами», - поясняет Леонид Цыткин.

Версия реалистическая: всё идет по плану

Многие из вышеперечисленных заведений («Баррикада», «Ленинград») не всегда пребывали в статусе кинотеатров. Например, в том же «Колизее» сначала располагалась художественная панорама «Страдание Христа», затем – скейтинг-ринг. Кинотеатры открывались и закрывались в соответствии с веяниями моды и тенденциями спроса. И это нормально. 

Так, в начале XX века в Петербурге вообще были сотни кинотеатров. «Тогда, конечно, была иная ситуация. Все в новинку. Никакого видео. Практически в каждом доме на Невском - кинотеатр. Причем, случались сеансы, когда было не попасть на показ. В кинотеатрах "сидел" весь город. Некоторые люди каждый день ходили. Программа, начиная с 1911 года, менялась минимум два раза в неделю. И все равно люди писали в газеты, что им этого мало», - рассказывает соавтор книги «Кинематограф в Петербурге. 1896-1917» Анна Ковалова.

«Мне кажется, что владельцы кинотеатров сегодня – самые несчастные люди. Они зажаты между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, они зависят от прокатчика. Прокат берет то, что ему выгодно. А зритель предъявляет свои требования. Ничего удивительного, что большинству кинотеатров не удается выжить. Какую-то свою нишу организовать очень сложно. И главное: если бы был спрос на фильмы в кинотеатрах, то уж как-нибудь, наверное, люди, у которых есть возможность, нашли способ, чтобы на этом спросе сыграть», - добавляет Анна.

«Есть законы рынка: если данная область в бизнесе станет прибыльной, то и новые кинотеатры появятся, - соглашается директор международного фестивального агентства Tour de Film Марина Штауденманн. – Если что-то умерло, значит, оно изжило себя. Ничего, на месте этих кинотеатров появится что-то новое».

Должен ли помочь Большой Брат?

Если бизнес не хочет, а спрос на большой экран есть, не должно ли вмешаться государство и помочь зрителю не остаться «голодным» (до зрелищ)? На этот счет есть две противоположные точки зрения.

Александр Сокуров, кинорежиссер: «Для финансирования культуры обязательно должны быть средства. И они в городе есть. Но нет никакого желания со стороны людей, которые занимаются культурой, серьезно смотреть на эти вопросы. Во всех европейских городах есть муниципальные кинотеатры вместимостью 60-100 человек. Они находятся на бюджете районов или городов. У нас пятимиллионный город и нет ни одного кинотеатра для серьезного кино. И, боюсь, изменений еще долго не будет».

Марина Штауденманн: «Вы хотите в СССР вернуться? Государство должно обеспечить возможности для инвестиций, меценатства, благотворительности. А в культуре государства должно быть как можно меньше. Ну и будут нам в таких государственных кинотеатрах одно патриотическое кино показывать!» Впрочем, размышляя о перспективе создания петербургской синематеки – единого центра, в котором будут показывать на большом экране архивные фильмы, – эксперт оперирует теми же данными, что и Сокуров: действительно, в Европе такие учреждения поддерживает государство. Но также – фонды, которые жертвуют на них деньги. У нас таких фондов кот наплакал.  

share
print