Истории

Список зданий в Петербурге, с которыми можно расстаться без скорби

Градозащитное законодательство Петербурга может пополниться новыми терминами – диссонирующий объект и градостроительная ошибка. Станет проще получить разрешение на снос этих зданий, а если они придут в негодность, восстанавливать их будет необязательно. Помимо однозначных провалов в градостроительной политике в Петербурге есть и неоднозначные объекты. Например, куда включать БКЗ «Октябрьский» – в охранный список или «диссонирующий»?

В Законодательном собрании Петербурга прошло первое заседание рабочей группы по сохранению исторического центра. В нее вошли депутаты, эксперты и чиновники профильных комитетов Смольного. Последние предложили внести поправки в закон «О границах зон охраны объектов культурного наследия», которые уточняют высотный регламент и причины для сноса зданий. В законе может появиться список «диссонирующих объектов», которые можно будет сравнивать с землей безнаказанно.

Не сносить и не восстанавливать

Похожий перечень появился в Петербурге в 2008 году, когда закон «О границах зон охраны» только принимался. Найти его в свободном доступе невозможно, из экспертов его видели немногие. Само понятие «диссонирующая застройка» в нынешнем законе не расшифровывается, что дает почву для многочисленных спекуляций, говорит координатор «Живого города» Дмитрий Литвинов. «В правоприменительной практике диссонирующие объекты — это все объекты, кроме исторических зданий. В центре — построенные после 1917 года, в периферийных районах — после 1956. Нельзя любое здание объявлять диссонирующим. Например, площадь Труда, дом 3 — замечательное здание, которое фактически построено заново в советское время. Шпалерная улица, 46 — еще один советский дом, который прекрасно вписывается в окружающую застройку. Если признать такие здания диссонирующими, на их месте может появиться любая стекляшка», — отметил градозащитник.

«Диссонирующие здания не собираются сносить немедленно, — комментирует руководитель Центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов. — Многие здания, которые могут войти в этот список, находятся в зоне объектов охраны культурного наследия, их нельзя сносить, только восстанавливать. Включение в список означает, что здание не обязательно воссоздавать в прежнем виде. Это важный момент, чтобы город развивался в правильном направлении».

По словам Александра Карпова, ответственные лица обсуждают возможность закрепления в законе термина градостроительная ошибка. «Здания, которые получают много негативных отзывов, не вписываются в архитектурные ансамбли города, могут получить такой статус. Для них это означает правовые последствия, которые проявятся при реконструкции».

46 архитектурных и строительных ошибок Петербурга

«Нужно различать понятия градостроительная и архитектурная ошибка, — полагает главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов. — Градостроительная ошибка — это нарушение высотности, плотности застройки. Множество градостроительных решений, принятых в последние 20 лет, нарушают принципы, заложенные архитекторами как XVIII–XIX, так и XX веков — на территориях хрущевско-брежневских микрорайонов. Плохие эти принципы или хорошие — другой вопрос. Но вводить хаотические элементы, которые превышают по масштабам застройку, например, Свердловской набережной, — это большая ошибка.

Об архитектурной ошибке можно говорить, если в центре города появляются целиком здания из стекла, как торговый центр «ПИК» на Сенной площади, или здания, нарушающие законы композиции. Яркий пример — это громоздкий и неуклюжий «Регент-холл» на Владимирской площади, он является и архитектурной, и градостроительной ошибкой, поскольку превосходит по масштабам окружающую застройку».

«Регент-холл». Фото: «Яндекс-карты»

«"Регент-холл" — это апофеоз уродства, — соглашается Дмитрий Литвинов. — Сюда же можно отнести жилой комплекс "Монблан" (Большой Сампсониевский, 4-8), комплекс "Серебряные зеркала" (Малая Монетная, дом 2), который виден на панораме Петроградской стороны с Дворцовой набережной, Биржу (16-я линия Васильевского острова, 15, корпус 2) даже после того, как с нее срубили верхние грибообразные этажи. Мне кажется, это здание нужно было сделать еще ниже.

 

Гостинца «Советская». Фото: «Википедия»

Из ошибок советского времени я бы отметил район, прилегающий к Смольному, — площадь Пролетарской Диктатуры. Вдоль Шпалерной стоят серые коробки, которые совершенно не вписываются в облик города. Первая высотная ошибка советского времени — гостиница «Советская» (Лермонтовский проспект, 43/1). БКЗ «Октябрьский» (Лиговский проспект, 6), хотя его, наоборот, хотят включить в охранный список. На мой взгляд, на этом месте должна быть воссоздана греческая церковь».

БКЗ. Фото: «Яндекс-карты»

«БКЗ "Октябрьский" Александра Жука нельзя назвать ошибкой, — парирует Владимир Фролов. — Это здание выполнено в стиле модернизма, который доминировал в то время. Это общественное здание, и к нему должны быть другие подходы, нежели к жилым и коммерческим зданиям. В этом смысле его можно сравнить с вариантом второй сцены Мариинского театра Доменика Перро — такие проекты возможны, если они качественно сделаны и не вторгаются в контекст какого-то сверхзначительного ансамбля, например, Дворцовой площади».

«Пик». Фото: «Яндекс-карты»

Свой список градостроительных ошибок ведет петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников. Сейчас в него входят 46 объектов — от БКЗ до торгового центра «Пик» на улице Ефимова.

Следующее же заседание рабочей группы по сохранению исторического центра в Законодательном собрании назначено на 17 декабря. Предполагается, что она будет собираться каждые два-три месяца.

share
print