Истории

Россияне такие нездоровые, потому что подавляют свои чувства

По данным ВОЗ, показатели здоровья населения России таковы, что к 2025 году нас в стране может остаться примерно 125 миллионов человек вместо нынешних 143 с лишним миллионов. Россия входит в мировые лидеры по уровню потребления алкоголя, табака, превышению уровня холестерина в крови, артериальной гипертонии. При этом мы любим повторять, что «В здоровом теле – здоровый дух», поднимаем бокалы «За здравие». Если мы такие умные, почему такие нездоровые?

Об этом мы поговорили с Аллой Вадимовной Шаболтас, деканом факультета психологии СПбГУ, заведующей кафедрой психологии поведения и превенции поведенческих аномалий.

— Лозунги о здоровье мы слышим с раннего детства, но здоровее общество не становится. Почему?

— Потому что ребенок, подросток в первую очередь учится не от лозунгов и нравоучений, а за счет подражания. Дети в жизни видят, что взрослые терпимо относятся к алкоголю, он поощряется на торжествах и праздниках. Взрослые курят, ходят на работу больные, питаются кое-как, то есть рискуют своим здоровьем.

Кроме того, у нас много говорится о необходимости физической нагрузки, но когда ребенок попадает в школу, а потом и в институт, его всячески натаскивают в первую очередь интеллектуально. Он усваивает высокую значимость интеллекта и второстепенность здоровья. И далее этот дисбаланс переходит во взрослую жизнь. Собственно, о ценности здоровья мы вообще не думаем, пока что-то не заболит.

— Действительно, почему-то мы считаем, что физика или математика в школе важнее изучения вопросов здоровья.

И это выливается не просто в заболеваемость, а в повышение уровня смертности. Например, в России наблюдается высокая заболеваемость раком простаты у мужчин. Но реально в сознании молодых мужчин эта проблема отсутствует. Хотя заболевание успешно лечится на ранних стадиях. Если говорить о мужчинах вообще, то их средняя продолжительность жизни в России составляет 63 года. Это позорный для современного мира показатель. Но мы продолжаем воспитывать мальчиков с установками, что любая забота о своем здоровье — проявление слабости, что «мужчина должен терпеть» и так далее. Педагогам и родителям есть о чем задуматься.

— На уровне государственной политики, наверное, тоже существуют свои перекосы?

И немало. Скажем, в мире уже с 1970-80-х годов идет критика перекладывания ответственности за здоровье на самого человека. Да, безусловно, в конкретной жизни каждый из нас за него отвечает. Но в обществе очень важны помогающие меры — легкий доступ к медицинской помощи, профилактическим программам, информации, а также всяческая поддержка и стимулирование заботы о своем здоровье. Чтобы реализация, скажем, антитабачного закона осуществлялась комплексно, а не выглядела только как борьба с курильщиками — страдающими от зависимости людьми.

Например, можно работать с начальниками: чтобы на работе была информация, где и как помогут бросить курить, предлагать различное материальное стимулирование за отказ от курения. Приглашать специалистов для проведения лекций и профилактических осмотров.

Также сейчас идет диспансеризация в поликлиниках. Идут, в основном, пожилые люди, у которых многие заболевания уже приобретены. А работающее население выпадает. Это большой перекос — обращать внимание только на тех, кто уже заболел.

Много мифов идет к нам из рекламы. Скажем, почему в рекламе фитнес-центров мы видим только образы молодых людей? Важно показать на беговой дорожке или в бассейне людей всех возрастов.

— Сейчас признано, что в основе многих заболеваний лежит психосоматическая природа. Но в нашей системе здравоохранения об этом и речи нет.

— Это так, многие заболевания, прежде всего, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, нервные связаны с нашим психологическим самочувствием. А почему до них доходит? Потому что в традиционном воспитании мы зачастую одобряем у ребенка приятные, положительные чувства, а негативные — страх, гнев, печаль, тревогу — как бы «задвигаем», учим не показывать, а то и вовсе стыдим за них. Но подавленные чувства все равно «вылезут» в виде болезней или каких-то проблем. Скажем, в случае техногенной аварии скажут: «виноват человеческий фактор». А что это значит? Это значит, что человек последнее время жил в постоянном стрессе или не смог справиться с личными переживаниями.

Во многих странах помощь психолога включена в комплекс услуг в рамках страховой медицины! Было бы важно, чтобы и у нас человек в качестве профилактики и в случае кризисных, трудных обстоятельств имел право получить по полису ОМС 5-10 индивидуальных консультаций психолога в год, или пройти семейное консультирование с партнером или ребенком.

— Ну, пока мы этого дождемся… Как сам человек может помочь себе не допускать проявлений психосоматики?

— Каждому человеку нужно учиться приемам психологической саморегуляции. Это значит, в первую очередь, принимать и осознавать свои чувства, уважать их и учиться выражать безопасным для других способом. Если задуматься, то отрицательные эмоции даже больше дают человеку в плане преодоления своих сложностей, личного роста — уже за одно это их стоит уважать.

Я считаю, что каждому человеку было бы полезно пройти профессиональный тренинг или программу по управлению стрессом и по работе с эмоциями. В Петербурге для этого достаточно возможностей, правда, рекомендую обязательно обратить внимание на квалификацию и образовательный уровень специалистов.

share
print