Истории

Феминистки выяснили, что российская пресса до сих пор слишком маскулинна

Российский сексизм меняет очертания. Сейчас даже дилетанты знают, что пол и гендер – не одно и то же. Гендер подразумевает возможность выбора. И любая женщина может решить для себя, что ей важнее: точно соответствовать феминным требованиям или стать белой вороной, но при этом быть самой собой.

Об этом и многом другом в пятницу, 11 октября, беседовали в Центре молодежных исследований НИУ Высшая школа экономики на семинаре «Господствующие представления о женственности и их феминистская критика».

Социологи знают, что для определения гендера существуют четыре подхода. Два из них — биологический и психоаналитический — основываются на физиологических особенностях, а еще два — социально-конструктивный и постмодернистский — это, скорее, продукты культурного воспитания. А четкого ответа — насколько гендер присущ женщине от рождения — нет до сих пор.

С признаками феминности, с характеристиками настоящей современной женщины (с точки зрения масс) все более-менее ясно. Это пассивность, отзывчивость, мягкость, поглощенность материнством (на современном языке такие дамы называются «овуляшками»), заботливость, эмоциональность. При консервативном подходе к восприятию гендера женщина не может быть счастлива вне семьи. При феминистском семья не является основной функцией, и без нее вполне можно прожить.

Чтобы получить ответ — где, по мнению сильных мира всего, сейчас место женщины — достаточно полистать прессу. Свой анализ провели стажер-исследователь Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Елена Онегина и феминистка Татьяна Егорова.

Официальная пресса, не обязательно правительственная, но обычные журналы, рассказывающие о жизни современного общества, на первый взгляд, выглядит нейтральной. Но если подсчитать количество фотографий — женских и мужских — становится очевидно, насколько мужчины важнее: их и больше, и занимают они гораздо более активные позиции. Если судить по снимкам — особенно событийным, украшающим репортажи с фестивалей, заседаний — роль женщины все еще сводится к украшению этих событий. Точнее — к обеспечению фона для энергичных мужчин. Взяв в выборку несколько изданий, за исключением специфических женских, активисты не нашли ни одного, где женщина оказалась бы в центре групповой фотографии. 

К специальным изданиям феминисток («зинам») — газете «Воля» и журналу «Трынзас кефирас» — у любого читателя будет неоднозначное отношение. Гротескные изображения женщин с волосатыми ногами, немытыми дредами и потухшим взглядом словно специально призваны отвратить мужчин от мысли, что эти дамы нужны для украшения света. Впрочем, такая у автора и была, наверное, задача: делать рисунки, максимально отдаленные от глянцевого стандарта, дабы показать, что женщина не только вешалка для тряпок.

Это одна сторона феминистского протеста против гламурного засилья. Вторая носит название эдбастинг (Adbusting) и ее последователи занимаются тем, что портят и исправляют рекламные объявления. Например, такое: «Космонавту покорится любая девушка» — авторы имели в виду особый спрей. Этот рекламный щит заклеили лентой с надписью «сексизм», который по заказу воинствующих феминисток изготавливали в типографии.

Есть еще группа «Дайте Любе шанс», которая борется с объявлениями о салонах секс-услуг. Все видела заполонившие Северную столицу объявления «жена на полчаса», «несерьезные знакомства» или просто «любовь». Эдбастеры или просто срывают объявления, или закрашивают телефон (если объявление не бумажное, а выполненное краской по трафарету), или приписывают после слова «знакомства» что-нибудь вроде «так себе». Этим они, как считается, дают потенциальному покупателю секс-услуг шанс отказаться от них и поискать настоящую любовь.

 

 

 

share
print