Истории

Человек не произошел от обезьяны и другие вещи, которые мы так и не узнали из учебников по биологии

Какой бизнес можно сделать с помощью генномодифицированных продуктов? Как в будущем наши дворы будут освещаться травой с генами светлячков? Правда ли, что «белых» людей скоро не останется? На эти и другие вопросы отвечает молодой петербургский ученый, кандидат биологических наук Александр Ефремов.

 
Дисклеймер: все нижеследующее является частным мнением преподавателя и наблюдателя и не обязательно совпадает с позицией научных организаций.
 
Школьные учебники биологии, как правило, невообразимо скучны. Я с большим уважением отношусь к их составителям, но сегодня образование отходит от массовости: каждый стремится получить те знания, которые нужны именно ему. Советские учебники написаны по старинным немецким лекалам, они дают общее представление о биологии и хорошую подготовку для продолжения обучения в вузе. Но полученные в школе знания — лишь базис, вряд ли у них есть практическое применение в жизни, если только ваша профессия не связана с биологией и медициной. 
 
Простой пример: страхи относительно генномодифицированных продуктов. Меня вымораживают постоянные посты в соцсетях о фирмах, которые используют ГМО в своей продукции, об ужасах употребления ГМО. Большинство ученых уверено: ГМО — технология безопасная. Но понять, почему это так, ориентируясь только на школьный курс биологии, невозможно.
 
 
Фото: «Википедия»
 
Вот, например, люпин — растение из семейства Мотыльковые (в народе известны как Бобовые). Вспоминаем школьный курс биологии: в корнях бобовых растений живут особые симбионты: клубеньковые бактерии, за счет которых растение получает необходимый для роста азот. Близкие к ним агробактерии, напротив, вызывают опухоли у растений. Для того, чтобы клетки растения росли так, как нужно бактерии, они переносят в них специальные гены. Механизм этого явления был открыт в 1977 году, и его сразу начали использовать в технологических целях: вносить в растения гены устойчивости к патогенам или, наоборот, «вырубать» некоторые растительные гены, повышая качество сельхозпродукции. В школьных учебниках об этом от силы один абзац. По идее, при внимательном чтении этого абзаца, а также при помощи «Гугла» школьник придет к выводу, что ГМО безвредны. Но как показывает практика, у школьников находятся дела поважнее.
 
Информация передается от нуклеиновых кислот к белку, но не в обратном направлении.

Это центральная догма молекулярной биологии. Она сформулирована Френсисом Криком в 1958 году. Пятью годами ранее он вместе с Джеймсом Уотсоном и Морисом Уилкинсом расшифровал структуру ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота — молекула, которая обеспечивает хранение и передачу генов). Учебник не объясняет, каково практическое значение этой догмы, хотя это концептуальный фундамент всей технологии.
 
Центральная догма — это руководство к действию. Живая клетка — это фабрика по производству белка. Мы можем внедрить нужную нам последовательность ДНК в организм и получить на выходе нужный белок. Например, большая часть инсулина, который принимают больные диабетом, — это белок из генномодифицированных дрожжей, в которые внесена последовательность ДНК человека. Дрожжи работают как заводы по производству белка. После очистки этот белок можно использовать для инъекций. Почему-то никто не кричит, что нужно срочно отказаться от инсулина из-за того, что это ГМО.
 
Термина «центральная догма» в учебнике нет. Видимо, предполагается, что внимательный школьник сам её сформулирует. Зато там есть гипотеза Жакоба-Мано; вот скажите, зачем выпускнику школы знать, как регулируется работа лактозного оперона у бактерий?!
 
Как пробелы в школьной программе мешают нашему будущему
 
Пока одни люди копируют «ВКонтакте» списки продукции с ГМО, другие научились делать бизнес на современных технологиях. Очень популярная история прошедшего лета: ребята из фирмы Glowing Plants собрали 484 тысячи долларов, чтобы вывести светящееся генномодифицированное растение. Сбор средств производился на сайте Kickstarter, который после этого запретил проекты с использованием ГМО из-за давления общественного мнения (сейчас этот запрет снят). Идея проекта просто великолепная: в растение переносится целый комплекс генов из светлячка, что позволит ему светиться. Возможно, в будущем нам не нужно будет делать фонари — достаточно будет засеять улицы красивым светящимся газоном.
 
 
Один из лучших стартапов 2-3-летней давности — «23andMe» (23 — количество хромосом в гаплоидном геноме человека). Вы делаете заказ по почте, вам присылают прекрасный кит с пробиркой, отправляете образец слюны в Соединенные Штаты, и всего за 200 долларов вам расскажут, к каким заболеваниям вы склонны, как реагируете на аспирин, вредно ли вам пить кофе и многое другое. В России аналогичные фирмы заряжают порядка 60 тысяч рублей. Проблема в том, что наше странноватое законодательство запрещает вывоз любого биоматериала за границу (только не говорите таможенникам, что граждане — это тоже биоматериал). На практике таможня понимает под биоматериалом кровь, а не слюну, но «23andMe» все равно не работает с Россией. Чтобы воспользоваться этим тестом, нужно попросить знакомого отправить вашу слюну из Америки.
 

 
Мы оказываемся в интересной ситуации. Биологию надо знать, и необходимо продолжать образование в этой области после школы. Как быть? Самообразование? Курсы КСЕ (концепция современного естествознания) в технических и гуманитарных вузах? Открытые лекции и миникурсы? Помните: в будущее возьмут не всех, а только тех, кто хорошо учился!
 
Блиц. Пять обывательских вопросов биологу
 
1. Правда, что человек произошел от обезьяны?
 
Нет, человек ниоткуда не произошел. С точки зрения современной систематики, человек и есть обезьяна, точнее, человекообразная обезьяна из рода Homo. При этом наш вид сформировался в результате эволюции от общего предка с гориллами и шимпанзе. 
 
2. Химеры (скрещивание человека и животного) — миф или реальность?
 
Скорее, миф. Известный специалист в этой области — биолог Илья Иванов, работал какое-то время в нашем Институте экспериментальной медицины. Он занимался скрещиванием человека и гоминид (человекообразных обезьян). Но никаких видимых успехов не достиг. Правда, есть вариант, когда животное используется для выращивания органов для человека. Но это пока в стадии разработки. 
 
3. Правда ли, что «белых» людей скоро не останется?
 
Я не специалист в этой области, и вопрос неполиткорректный. Но, вроде как, причин для беспокойства нет. Это типичная страшилка. Важен не только уровень рождаемости, но и уровень смертности, а он в развивающихся странах еще очень высок. Например, в России рождаемость на европейском уровне, а вот продолжительность жизни и смертность — на уровне Африки. Возможно, это объясняет депопуляцию. Более того, есть данные (не уверен в их 100-процентной достоверности, но в них хочется верить), что в ЕС есть долговременная тенденция снижения рождаемости у мигрантов и повышения ее у коренного населения. 
 
4. Передается ли гомосексуальность по генам? 
 
Опять же, не специалист в этом вопросе. Публикации, которые я на этот счет читал, показывают, что дело, скорее, в эпигенетических механизмах. То есть гены, конечно, тут при чем, но дело не совсем в наследстве. Гомосексуальность — это не качественный, а, скорее, количественный признак. И распределяется в виде колокола. То есть небольшой процент популяции — ультрамеганатуралы, небольшой процент — ядерные гомосексуалы, а большинство оказывается где-то в промежутке. Судя по распространению гомосексуальности у животных, явление это совершенно естественное.
 
5. Аборты. Когда зародыш становится человеком?
 
Формально, пока не сформировалась нервная система плода, боли он чувствовать не должен. В любом случае, проблему запрета или разрешения абортов надо обсуждать с женщинами. Лично мне кажется, что здоровье матери важнее здоровья плода.

  • IMG_3701

    Фото: Андрей Сошников

  • IMG_3718

    Фото: Андрей Сошников

  • IMG_3738

    Фото: Андрей Сошников



Александр Ефремов (р. 1984) — кандидат биологических наук, выпускник СПбГУ, школьный учитель, сотрудник Института экспериментальной медицины. Ведет еженедельный подкаст «Биоразнообразие», где заставляет своих коллег отвечать на разные вопросы о науке и жизни просто и прямо.
share
print