Истории

Общение в сети и этикет или как не обидеть «лайком»

В школе нас учили быть вежливыми. Встречаясь, здороваться, справляться, как дела. Нас приучали говорить «волшебные» слова и не перебивать. Увы, реальность оказалась другой - виртуальной. И никто не подскажет: спрашивать ли «как дела?» в смс-переписке, ставить ли «лайк» на чье-то сообщение о гибели аквариумной рыбки и как лучше поздравить коллегу – лично или картинкой «на стене»?

«Обиделась на подругу, которая весь год подкидывала мне свою дочку. В мой день рождения она отправила мне лишь сухое поздравление в соцсети!», — расстроилась приятельница Мария. Другая моя знакомая Ирина — постоянный свидетель слез дочки по поводу общения в интернете. «Однажды ее важную просьбу одноклассники не перепостили. А потом был конфликт, потому что она исчезла, не окончив разговор. А у нас просто интернет отключили!», — переживает Ирина.

С различными нюансами виртуального этикета мы сталкиваемся каждый день множество раз, выдумывая свои личные правила и нормы. Скажем, переводим скайп в состояние «вне сети» — неловко же объяснять друзьям, что ты, скажем, в бигудях. Мы сомневаемся, отвечать или нет «спасибо» на рассылку с поздравлениями. Раздумываем, писать ли в смс длинное слово «пожалуйста». И так далее.

Мы предложили экспертам по этике и медиафилософии прокомментировать несколько стандартных ситуаций, возникающих при виртуальном общении. На наши вопросы отвечают: представители Исследовательского центра медиафилософии при СПбГУ Михаил Степанов и Алексей Иваненко, а также Иван Арцишевский, известный петербургский эксперт по этике, руководитель «Центра эффективных коммуникаций Ивана Арцишевского».

1. Человек прислал вам смс или письмо по электронной почте, вы отвечаете «Спасибо!». Но он снова пишет: «И тебе большое спасибо. Всех благ, удачи!» Можно на это больше ничего не отвечать? Испытываешь неловкость, как будто еще нужно что-то написать.

Степанов: «Это всегда забавляет, особенно если письмо от малоизвестного человека и тем более деловой направленности. Я бы больше не стал ничего отвечать, и неловкость тут излишня».

Иваненко: «Смс-ки стоят денег, поэтому неэтично просто отвлекать человека малосодержательными (flood-like) благодарностями».

Арцишевский: «Конечно, на этом можно остановиться».

2. Сокращения, отсутствие приветствия, пропуск «волшебных» слов и вежливых выражений, типа «С уважением...» в смс-общении и общении в соцсетях допустимы? 

Степанов: «Конечно, допустимы. Это как твиттер: ограниченное количество знаков в одном твите. Смс также ограничено, и ограничено моим бюджетом. Все же для деловых целей используют голосовой вызов, или е-мейл, или стандартную почту.

Социальные сети — огромный мир, где всему свое место. Так, например, некоторые разделяют сферы общения в Facebook с одним кругом, «ВКонтакте» — с другим, на «Инстаграме» — с третьими. Это как ходить в разные клубы, правила могут быть  разные».

Иваненко: «Чем менее знаком человек, тем больше уважения ему оказывают. Хорошо знакомому другу можно просто ответить «ок», человеку более высокого статуса лучше ответить полно. В некоторых ситуациях смс-ки вообше недопустимы, скажем, в случае извинения. Смс подразумевают телеграфный стиль и желательно быть кратким, отвечать одним сообщением».

Арцишевский: «Даже в кратком смс-общении надо стараться быть вежливым. Но виртуальное общение бывает разной степени лаконичности. Например, переписка по электронной почте (я не касаюсь правил деловой переписки), в соцсетях, по скайпу или в «аське» обычно позволяет писать без особых сокращений. Другое дело — смс-сообщения, где каждая буква на счету. Конечно, тут многое зависит от принятой между собеседниками манеры общения, но все же вежливый человек в первой смс (или первом письме) сначала поздоровается, а потом уже напишет вопрос или сообщение. Следующие послания в течение дня уже можно отправлять без приветствия».

3. Как правильно начинать и заканчивать разговор в социальных сетях? Иногда люди просто исчезают, никак не давая знать, что разговор закончен. Это нормально или нет?

Степанов: «Совершенно нормальная, на мой взгляд, практика, ведь всякое бывает: разрыв сети интернет или обморок абонента. Представьте себя на вечеринке, и вот вы вдруг вынуждены уйти — вы же просто физически не сможете со всеми попрощаться. Так вот, социальная сеть — это такая вечная вечеринка, там всегда кто-то есть, иногда говоришь с несколькими сразу, причем о разном».

Иваненко: «Завершение общения зависит от собеседника и характера общения. Серьезный и насыщенный разговор, который длился полчаса, лучше завершать уведомлением «мне нужно выйти». Хотя обижаться на внезапно «отключившегося» человека не стоит — может, дело в электросети».

 4. В социальных сетях предлагается ставить пометки —«лайки», то есть «мне нравится». Но ставить ли «лайк», если сообщение совсем не радостное?

Степанов: «Есть «лайк», а есть комментарий — вы вольны выбирать способ реакции. Можно перепостить с обширным комментарием — возможностей много. Можно просто пройти мимо». 

Иваненко: «"Лайки" потеряли значение «нравится» и означают то, что человек просмотрел информацию. Однако «лайкать» сообщения о смерти или увечье, разумеется, не стоит».

5. Бывает, что люди серьезно расстраиваются, когда аудитория игнорирует их новые фото, творческие работы или стихи в Сети. Как относиться к «лайкам», в целом?

Степанов: «В современном нарциссическом обществе каждый хочет быть в центре, хочет, чтобы им любовались и выражали это «лайком». Стоит вспомнить греческий миф о Нарциссе, который влюбился в собственное отражение и умер в страданиях. И понять простоту постановки «лайка»: один клик — и ты забыл, что там было».

Иваненко: «Если число комментариев под постом «зашкаливает», то можно вообще ничего не отвечать, если их мало, то лучше поддержать знакомого. Однако, поддерживать «лайкоманию» друга вряд ли стоит».

 6. Бывает не по себе, когда даже горячо любимые друзья неожиданно звонят в скайп, в надежде на видео-включение, а ты не готов. Многие в таких случаях просто делают вид, что видео у них «не работает», иначе жди обид.

Степанов: «Мы опять приходим к завышенным ожиданиям, если от них избавиться, то радость бытия вновь вернется».

Иваненко: «Если нет желания общаться, то можно скайп просто отключить. Если приходится «висеть», то стоит друзьям объяснить свою френдполитику — отвечаю не сразу, ибо занят».

Арцишевский: «Неожиданный видео-звонок — грубое нарушение этикета, бесцеремонность. Воспитанный человек сначала договорится о видео-звонке. Если вы не хотите прямо сказать, что сейчас не готовы к видео-общению, то «неработающая веб-камера» будет оптимальным вариантом».

7. В социальных сетях у многих сотни друзей. Как разобраться, кого поздравить с днем рождения смс-кой, кого — картинкой на «стене», а кому стоит позвонить лично?

Степанов: «Я думаю, поздравлять лично стоит всех тех, кого знаешь в действительности, к кому на день рождения ты рад прийти и пригласишь его к себе. Однако есть также персоны, существованию которых ты просто рад — коллеги, известные личности, которые могут оказаться среди друзей. Здесь следует быть проще и использовать любые возможности медиа».

Иваненко: «Друзей лучше «сортировать». «Реальным» стоит позвонить или отправить личное сообщение. Малознакомым можно кинуть что-то на стену. Однако лично у меня безликие открытки вызывают неприязненные чувства, особенно если нужно идти по ссылке. Поздравления на стене несут оттенок публичности и не подразумевают ответа, разве что "лайк"».

8. В каких случаях (помимо театра) этично было бы выключить телефон или переключить на вибро? Семинар, лекция, круглый стол, поездка в маршрутке… Или можно ответить, но тихо и быстро?

Степанов: «Думаю, выключать стоит во всех ситуациях, где есть требование тишины и внимания, где происходит действо — театр, кино, музей, лекции. Как преподаватель могу сказать, что нет более неприятного зрелища на занятии, чем попытки кого-либо ответить на звонок «тихо и быстро».

Иваненко: «На семинаре, лекции, круглом столе — где идеальная тишина — лучше выключить телефон или звук, иначе это может скомкать мероприятие. В случае невозможности ответить на вызов неплохо бы перезвонить. В маршрутке или метро можно кратко сказать, что вы перезвоните позже, так как плохо слышно».

Комментарии

Михаил Степанов, кандидат философских наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии:

— Современные медиатехнологии неимоверно расширили возможности коммуникации. Но оскорбление в Сети или разочарование от невнимания не менее ранит, чем в «живом общении». Мне представляется, что не стоит так сильно разделять общение на «живое» и «виртуальное». Для нашего мозга нет разницы, каким каналом пришло нам сообщение. Оно может быть лишь более или менее эмоционально заряженным.

Именно поэтому в языке интернета так много графических знаков (смайлов), сокращений, специальных ошибок (так называемый олбанский язык, постоянно трансформирующийся как любой живой язык). Их задача — эмоционально усилить письменную речь интернета до живой разговорной речи.

Основное отличие интернет-общения от живого разговора — это  абстрактность, отсутствие многомерности живого бытия. Даже наличие видео и голоса не дает нам полноты восприятия — касаний, запахов, да и просто возможности посмотреть в одну сторону, так как пространства разные. Все эти вроде бы незначительные искажения, абстрагирования («абстрагировать» — от латинского «отрывать, обдирать») искажают наши ожидания, и если ожидания от встречи завышены, что часто бывает в личных отношениях, то отсюда и разочарования, и обиды.

И здесь мы приходим к главному, прагматическому решению: с кем мы общаемся и с какой целью? Исходя из этого, мы и должны следовать определенным нормам языкового общения. Одно дело — общение с приятелем, другое — с коллегой или вышестоящим начальником.

Алексей Иваненко, кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета растительных полимеров:

— С точки зрения медиафилософии, виртуальная этика является частным случаем общей этики, поэтому их фундаментальные принципы совпадают, а именно — «золотое правило нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

К специфике виртуального мира относится его игровой характер, который, впрочем приобретает нарастающую серьезность. Игровой характер означает легкий и необязательный стиль общения. Скажем, виртуальный запрос проще игнорировать, чем реальный, виртуальные публикации менее авторитетны, виртуальный стиль по-телеграфному краток.

Иван Арцишевский, начальник Управления государственного протокола администрации Санкт-Петербурга с 1998 по 2006 годы, руководитель «Центра эффективных коммуникаций Ивана Арцишевского»:

— Возникает интересный вопрос: общение по интернету — это переписка или живая беседа? Как мы знаем со школьных времен, речь бывает устная и письменная (текст). Новые технологии стерли границу между ними: в аське, смс-ке, чате мы пишем тексты, но, по сути, это разговорная речь. Для ее оживления используют смайлики, нехарактерные для письма — они соответствуют мимике, а отчасти — жестам и интонации, то есть компонентам устной речи. Да и сами жанры и стили, встречаемые в интернете, гораздо более естественны для устного общения: это дружеский обмен мнениями, перепалка или перебранка, комментирование историй.

Поэтому, набирая текст на клавиатуре, представьте, что все это вы говорите человеку прямо в лицо. Старайтесь вести себя так, чтобы вас было легко понять, не мешайте нормальному диалогу.

Анонимность — одна из главных особенностей интернет-общения. Стоит относиться с уважением не только к своей, но и к чужой приватности. Считается неприличным и непорядочным публиковать информацию из частной переписки без согласия отправителя письма.

Что принято считать явным нарушением сетевого этикета? Оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы обсуждения, рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах.

Не стоит экономить свое время на правилах хорошего тона: в начале личного общения принято здороваться, уходя из диалога — прощаться или сообщать, что отойдете от компьютера на некоторое время, чтобы собеседник не терял времени в ожидании вас.

Для правил поведения в Сети неоднократно пытались придумать названия: «сетикет», «нетикет» и тому подобные, но эти слова так и не привились. К тому же, на тематических форумах существуют собственные, локальные правила. Стоит ознакомиться с ними, прежде чем отправлять свое первое сообщение.

share
print