Истории

Петербург по принципу «не навреди»: аргументы против модных преобразований в городе

Обнесенные заборчиками газоны, автомобили на небольших улицах в центре, многоуровневые паркинги – все это объекты ненависти активистов, урбанистов и всех, кто выступает за комфортную городскую среду. Но если вслушаться в контраргументы экспертов, которые находят и заборчики, и надземные пешеходные переходы разумными, становится ясно, что не всё в городском пространстве так просто устроено.

1. Запрет лежать на газонах

Аргументы урбан-активистов: общественные пространства созданы для того, чтобы их использовали. Газонные ограждения портят исторические виды сильнее, чем отдыхающие на травке люди. Если постелить газон правильно, от нагрузки он станет только лучше.

Запрет действует в Юсуповском саду, напротив Казанского собора и в массе других исторических скверов. Охрана Казанского от загорающих ежегодно обходится Петербургу в 400 тыс. рублей. По данным «Красивого Петербурга», большинство петербуржцев (72%) согласны с этим запретом. К их числу относится главный редактор интернет-газеты «Карповка» Дмитрий Ратников: «Газоны напротив исторических зданий нельзя воспринимать слишком примитивно, они создавались для зрительного восприятия. Напротив Казанского собора неслучайно сделаны аллеи, по которым можно ходить. Разрешая лежать на газонах, мы превращаем архитектурную задумку в лежбище. В итоге люди не могут насладиться красотой города, а загорающие – нормально отдохнуть на загрязненном Невском проспекте».

«Газон перед Казанским собором – это не парк, где все валяются, пьют пиво и тусуются бездомные, – пишет один из участников опроса на сайте «Красивого Петербурга». – Это часть ландшафта, его нужно использовать по назначению. Неужели из-за чьей-то прихоти нужно сосредотачивать все силы на уборке этого пяточка? Я спросил у своих знакомых, живущих в центре города – 9 из 10 выступают за сохранение решетки».

Газонные решетки – отдельный объект ненависти. Но, по словам сотрудника одного из муниципалитетов Петербурга, это идеальная защита от парковки на газонах и уничтожения цветников собаками.

2. Автомобили на небольших центральных улицах

В разное время урбан-активисты и просто петербуржцы предлагали сделать пешеходными улицу Рубинштейна, Большую Морскую (от арки Главного штаба до Невского проспекта), некоторые линии Васильевского острова, а в Смольном планировали освободить от всякого транспорта, кроме общественного, Средний проспект В.О.

«Я против того, чтобы пешеходные зоны бездумно плодились в центре города, – говорит Дмитрий Ратников. – В Петербурге серьезно стоит проблема пробок. Перекрытие улицы означает, что жители расположенных на ней домов не смогут добираться на машине. А как они будут, например, таскать мебель? Кроме того, машины, припаркованные на улице Рубинштейна, будут стоять на окрестных улицах. Это уже масштабная проблема».

После появления идеи пешеходной Рубинштейна, автомобилисты принялись сочинять альтернативную петицию. Один из таких комментариев в сообществе петербуржцев в «Живом журнале»: «Зачем это нужно – чтобы больше места было для парковки у тех, кто работает в близлежащих офисах? Будет как на Малой Конюшенной – зона пешеходная, но не успеваешь уворачиваться от припаркованных и курсирующих там машин».

Еще один типичный аргумент: любая пешеходная, общественная зона в Петербурге становится точкой притяжения нищих, вандалов и нелегальных торговцев.

3. Внеуличные пешеходные переходы

Аргументы урбан-активистов: неказистые, дорогостоящие конструкции, подземные катакомбы, пандусы невероятной длины создают дискомфорт пешеходам. А город должен заботиться в первую очередь о них.

В пользу надземных и подземных переходов говорит банальная статистика ДТП с участием пешеходов. После строительства такого объекта смертность снижается до нуля. А комфорт в виде зебры на оживленной трассе стоит, как правило, нескольких человеческих жизней ежегодно.

4. Многоуровневые парковки

В 2011 году правительство Петербурга озвучило планы: создать в Петербурге 5-7 тысяч дополнительных парковок. Общественность забеспокоилась: если жители спальных районов обнаружат свободные места у себя под окнами, накупят автомобилей - можно ли будет вообще перемещаться по такому городу?! Многоуровневые парковки собирались строить во флигелях исторических домов (с сохранением фасада) и вместо ветхих сооружений. В настоящий момент идея буксует: тендер на строительство 426 парковок отменили. К облегчению многих.

Между тем, в Петербурге, по официальным данным, 1,8 млн. автомобилей. Некоторые эксперты считают, что строительство нескольких многоуровневых паркингов в центре (бесплатных или дешевых) избавит город от нелегальной парковки.

5. Провода над головами (а не под землей)

Идея закатать под асфальт электрические провода, которые «перерезают» пространство улицы, реализована во многих европейских городах. У нас для размещения проводов можно использовать коммуникации «Водоканала». Однако петербуржцы продолжают жаловаться, что коммунальщики слишком часто меняют трубы – что будет, если электрикам придется каждый раз вскрывать асфальт для проведения работ?

share
print