Японские ученые сделали части тела прозрачными

Группе ученых из Японии удалось превратить некоторые анатомические образцы в прозрачные. Ранее существовало несколько методик, которые позволяли просветлить (сделать прозрачными) части тела, однако новый способ оказался в разы быстрее – три дня на одно превращение вместо недель. Метод, ко всему прочему, безопасен: вместо токсичных химикатов используют раствор фруктозы.

Поисками нового способа превращения анатомических образов занимались нейробиологи из университета Киото, японского исследовательского и технологического агентства, а также специалисты исследовательского центра RIKEN. Об этом сообщается в статье научного журнала Nature Neuroscience. Новый метод получил название SeeDB.

О просветлении тканей органов человека, в том числе и мозга, ученые задумались довольно давно. Просветление необходимо для изучения органов целиком без разделения на срезы. Главное отличие японского метода от ныне известных состоит в том, что препарат лучше сохраняет форму анатомического образца. Кроме того, он больше совместим с липофильными красителями, которые используют для окрашивания препаратов, законсервированных при помощи формальдегида.

Прежде чем выйти на фруктозу, ученые провели ряд экспериментов с различными растворами. С их помощью биологи пытались изменить коэффициент преломления у разных частей тела: чем выше значение, тем менее видимы молекулы сахара и жиров в тканях. Выяснилось, что идеальные значения появляются при использовании раствора фруктозы.

Добавив в раствор некоторые препараты, блокирующие реакции между фруктозой и веществами в тканях тела, ученые провели эксперимент на зародышах мышей, а также на мозгах молодого и старого грызунов. Спустя всего три дня вымачивания образцы стали прозрачными.

17

Изображение с сайта riken.go.jp

Ученые считают, что использование фруктозы позволит изучить все органы тела. В частности, особый интерес представляет мозг. В обесцвеченном состоянии, уверены биологи, специалистам удастся отследить элементы цепочек нейронов. Исследователи согласны, что к перевороту их метод не приведет, но существенно расширит возможности ученых.