Истории

Петербуржцы боятся не дожить до окончания строительства стадиона на Крестовском

Стадион «Зенита» на Крестовском острове стал известен далеко за пределами города, хотя на нем не было сыграно еще ни одного матча. Одни только обидные кричалки болельщиков в адрес Полтавченко чего стоят. Перед глазами у Смольного и газпромовского менеджмента - несколько примеров, когда аналогичное разорительное строительство оказывалось никому не нужным. Как сами горожане относятся к стадиону сейчас, выясняла Ольга Чепурная, кандидат культурологических наук и преподаватель Факультета свободных искусств и наук.

Болельщики «Зенита» считают, что стадион строился для них, а не для чемпионата-2018. В общем-то, объект и правда задумывался как более современная арена для «Зенита» и только потом стал претендовать на проведение на нем ЧМ-18. Мне эта история напоминает сказку «Алиса в стране чудес». Нашему стадиону как будто достался гриб, который надо откусывать с разных сторон, и его кусают только с той стороны, что отвечает за рост. Растут бюджет, коррупция, число VIP-зон. И ничего не уменьшается.

Изначально к строительству стадиона все отнеслись положительно. Даже люди, не являющиеся болельщиками, понимали, что стадион — такое же благо, как, например, железная дорога. Но для того, чтоб он исполнял свои функции, должны соблюдаться два условия: стадион должен быть территорией свободы, где можно свободно перемещаться и выражать свои чувства. Второе условие — «паноптичность»: каждое место должно хорошо просматриваться, и поле должно быть видно отовсюду.

Стадион на Крестовском (на декабрь 2012 года)

  • 86938.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86939.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86941.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86956.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86959.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86960.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86961.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86964.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86935.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86936.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86966.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86967.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86973.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86974.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

  • 86983.jpg

    fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов

Впоследствии, апеллируя к этим требованиям, можно будет усложнять и усложнять техзадания, так что стоимость строительства возрастет многократно. Сейчас появились новые законодательные инициативы: в частности, касающиеся болельщиков, которым будет много чего запрещено, и карать их будут жестче. Вывод: возможно, потребуются новые вложения в безопасность стадиона.

Третье пожелание к стадиону, которое учитывают даже непрофессионалы - концепция иконического здания. Уникального, которое привлекает внимание — и поможет поместить город на глобальную карту, изменит имидж, прибавит городу политический вес. Один раз вложиться — а затем получать удовольствие: принимать международные выставки, фестивали... Эйфелеву башню в Париже построили — и теперь к ней стремятся миллионы туристов.

Прошлогодний Еврочемпионат на Украине дал повод обсудить два стадиона и прикинуть будущее нашей «Газпром-арены». «Донбасс-арена» - пример хороший, «Львов-арена» - плохой. Пустой, никому не нужный стадион получили львовяне, а ведь, когда он строился, проблемы там были такие же, какие сейчас упоминаются в петербургских СМИ в связи со стадионом на Крестовском: коррупция, сроки сдачи, бюджет, аренда стадиона... Аренда — очень важный вопрос, надо ведь знать, кому достанется потом это право, а с ним и возможность извлекать прибыль от эксплуатации объекта.

Нашему стадиону как будто достался гриб, который надо откусывать с разных сторон, и его кусают только с той стороны, что отвечает за рост. Растут бюджет, коррупция, число VIP-зон. И ничего не уменьшается.

Во Львове основной проблемой стало перепроизводство. Маленький город получает подарок к виде огромного стадиона и не знает, что с ним делать, потому что местный клуб «Карпаты» не хочет там играть: очевидно же, что показывать класс придется при почти пустых трибунах. Я там была в феврале, и ближайшее событие, которое должно было произойти на стадионе, намечалось аж на июнь. Там же, во Львове, были построены дорогой аэропорт и слишком дорогие гостиницы — они тоже оказались не очень востребованы. Кстати, подрядчиком выступала фирма из Донецка, а строили турки, так что львовяне даже не получили рабочих мест в связи со строительством.

Хорошо, что наш объект стали строить не совсем с нуля, все-таки стадион имени Кирова там был и раньше, хотя для новой аренды предлагали разные места, в том числе — то, где сейчас ТРК «Галерея». В 2005 году принимается решение, что будет реализован проект Кисе Курокавы. Никакой иконичности ждать уже не приходится, так как проект не уникальный, а калька с такого же стадиона, построенного в Японии. Были и другие варианты, например, немецкий проект — похожий на стадион имени Кирова: оставить земляную насыпь как стену. Проект Курокавы тоже претерпел изменения, менялось количество этажей, конструкция раздвижной крыши. Судя по форумам, болельщики все еще ждут, что на стадионе будет пивной трубопровод, хотя от него давно отказались.

С 2011 года стало известно, что стадион — не просто домашняя арена городской команды, а участник чемпионата. И тогда же на стадион, который строился уже неприлично долго, стали обращать повышенное внимание. Возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Когда посчитали стоимость посадочного места, стало очевидно, что идея об окупаемости отбрасывается абсолютно. Застройщики и проектировщики начинают подавать в суд друг на друга — это уже как чаепитие у Безумного Шляпника. Все меняются местами. Появляются вопросы к комфорту и безопасности: у стадиона, оказывается, мало парковочных мест и вообще надо строить новую станцию метро в обход всех остальных. И вот тут горожане начинают громко протестовать. Многим кажется, что стадион городу не очень-то нужен, нужно что-то другое. Эксперты обратили внимание на какие-то пробелы в проекте, причем, проект был представлен в 2006 году, но тогда критики смолчали, а активизировались только сейчас, когда это затянувшееся строительство надоело окончательно.

Два главных опасения болельщиков - «мы не доживем до открытия» и «билеты будут стоить запредельно, при таком-то строительстве». На форумах пишут: если билет на стадион окажется непомерно дорог, мы просто не пойдем. Два-три матча состоятся при пустых трибунах — и менеджмент задумается над ценой. Ну а лейтмотив любого футбольного форума: почему мы должны ждать чемпионата, если мы хотим видеть на этом стадионе игру «Зенита»? Обратите внимание, кстати, что в проекте изначально не предусматривалось использование на стадионе цветов «Зенита» — и это нетипичная ситуация. А еще ведь красную подсветку предлагали — это вообще из ряда вон. В общем, все делается для того, чтобы горожане своим этот стадион не считали.

На глобальную карту он попал — самый дорогой стадион, окутанный наибольшим количеством скандалов. Правительство угодило в ситуацию, когда надо постоянно оправдываться за этот проект и слушать кричалки типа «Продай дачу, дострой стадион». Другая часть болельщиков требует, чтобы деньги перераспределили, скажем, на строительство метро. Третьи мечтают, что приедет Миллер, взмахнет волшебной палочкой и стадион достроится.

Справка

Стадион «Зенита» на Крестовском изначально планировался к сдаче в конце 2008 года. Впоследствии сроки сдачи передвигались порядка 10 раз. Губернатор Георгий Полтавченко огласил очередную окончательную дату: конец 2015 года. Счетная палата считает, что стадион будет построен на год позже. Стоимость строительства также возрастала неоднократно: с 6,7 млрд до 43,8, но затем ее волевым решением понизили до 34 млрд.

share
print