Истории

В Петербурге гражданские активисты сильнее полицейских начальников

На днях начальник 28-го отдела полиции в Центральном районе лишился своего поста. Согласно извещению из прокуратуры, Иван Иванов переведен на нижестоящую должность в другой отдел и предупрежден о неполном служебном соответствии. Заместитель начальника УВД Центрального района предупрежден о необходимости усиления ведомственного контроля. Причиной репрессий стала кампания, развернутая правозащитником Никитой Сорокиным, который поймал полицейских на неисполнении их служебных обязанностей.

Вкупе с недавним увольнением всего полицейского начальства в Колпино эта история выявляет новый тренд: добиться снятия полицейского может любой гражданин, вчерашний студент. Полиция действительно переориентировалась на работу с населением или истории с Сорокиным и Кокориным просто использовали сослуживцы опальных ментов?

Напомним, что неприятности 28-го отдела полиции возникли в сентябре прошлого года, когда Сорокин приметил незаконно установленные в доме игровые автоматы, а после пытался препятствовать их вывозу. Полицейские тогда убеждали Никиту, что увозили автоматы для их уничтожения, но он не поверил: заручился поддержкой депутата Заксобрания, потом прокуратурой, выяснил, что полиция врала, когда сообщала, что пресловутые автоматы вывезены на специальный склад. Куда делись «однорукие бандиты», так и не выяснилось. Но пойманную на лжи полицию настигла кара. При том, что ситуация изначально казалась не стоившей ломаного жетона.

История «синеведерочника» Георгия Кокорина, избитого в Колпино сотрудниками ГИБДД, прогремела на всю страну, так что отставки не стали неожиданностью. За троих распустивших руки полицейских посчитались заодно три их начальника – глава полиции Колпинского района Зеленский, начальник районного ГИБДД и его заместитель Антошин – все  в званиях полковника и подполковника.  

Что стоит за полицейскими репрессиями

Криминолог Яков Костюковский не оценил это стремление – к новой операции «Чистые руки», да еще с активным участием граждан. И уж во всяком случае, не углядел в нем последствия эффективной полицейской реформы.  

«Первое, что приходит на ум, когда слышишь о таких историях, - полицейские стали жертвами своей корпоративной конкуренции, а жалобы граждан просто легли в строку. Я уже привык, что наша власть невероятно циничная, и очень вольно интерпретирует факты и цифры. Да и не только власть. Ну вот заявил Нургалиев, на полном серьезе, что скоро придет конец полицейской коррупции. Потом арестовали бывшего шофера Нургалиева: даже он оказался в чем-то замешан. А сотрудники ППС так и продолжают обирать пьяных, хотя после переаттестации им положили неплохие зарплаты… Если бы вы знали, какую страшную коррупцию внутри самой полиции породила эта переаттестация. И тогда принесли в жертву нормальных честных сотрудников. И сейчас их могут принести в жертву, для увеличения популярности у населения. Придется им, наверное, в бизнес идти, помогать решать проблемы».

Аркадий Крамарев, бывший начальник ГУВД и депутат Заксобрания похвалил нынешнего начальника Сергея Умнова и заявил, что ни о какой кампании «Чистые руки» речь пока не идет. Увольнение или понижение полицейских – это обычные действия в обычной ситуации. Репрессии в полиции – единственный способ научить ее работать. Правда, генерал так и не смог поделиться секретом: как, например, вести себя в полиции, чтобы у тебя взяли заявление, а еще лучше – начали по нему работать. Пришлось обращаться к другому отставному офицеру, а ныне частному детективу Алексею Трофимову.

Советы от знающих

  1. Прежде чем идти со своей информацией в полицейский участок, можно позвонить по 02 и заявить о преступлении. В участке вас не мытьем так катанием могут выставить за дверь, не взяв заявления – мы однажды подавали его шесть часов! – а по телефону все обращения записываются – потом можно будет доказать факт обращения.
  2. Краткость – сестра таланта. Заявление в полицию должно содержать три строчки: прошу привлечь к ответственности лиц, причастных к… - написать, какая у вас проблема. Описывать всю историю надо будет потом, в объяснении. И чем меньше зауми, тем лучше.
  3. Получить талон-уведомление о том, что дело возбуждено. И это должен быть просто номер, без всяких букв. А то у меня был случай, когда заявление зарегистрировали под фальшивым номером, с лишней литерой А.
  4. Если заявление принимать не хотят – смело требовать ответственного от руководства. Сначала – на место преступления, потом – в отдел полиции.

Таковы советы от профессионального, хоть и отставного полицейского. Он также отметил, что полиция наиболее быстро реагирует на бытовые скандалы: скажем, собака покусала велосипед. Здесь можно ситуацию быстро разрулить и отчитаться. Так что совсем уж в бездействии полицию обвинять не надо: со слабым противником она справляется.

share
print