Истории

Один день из жизни Апрашки: кроссовки, мобильники «с рук» и гипноз

Корреспондент «Моего района» провел день на Апраксином дворе, судьба которого до сих пор неясна. По плану, мы должны были застать активное благоустройство территории: в тот день Апрашку с инспекцией собирался посетить вице-губернатор Дивинский. Но в итоге не заметили почти никакой уборки, зато познакомились с многонациональным «населением» Апраксина двора: азербайджанцами, таджиками, цыганами.

ПОИСК. - Какой субботник? Мы здесь вице-губернатора ждем, – охранник на въезде смотрит на меня непонимающе. Недалеко от него стоит ГИБДД-шник, который «заворачивает» всех, кто собирается здесь припарковаться. Я возвращаюсь обратно на рынок и пытаюсь найти хоть какие-то признаки уборки, но здесь просто идет торговля. Звонит коллега-фотограф и говорит, что снимать нечего – субботника он тоже здесь не заметил.

- Да не будет тут ни хрена, - сообщает мне случайно встретившийся по пути еще один охранник. – Показуха, как обычно. Вообще, здесь все каждый вечер и так убираются. Сходи на площадь – мне сказали, что там должны собираться.

На площади стоят припаркованные автомобили, в основном, отечественного производства. Возле них – водители. Подхожу к двум азербайджанцам. «Субботник, - говорю, - где у вас тут?» - «Распродажа?» - «Субботник!» - «Вас подвезти куда-нибудь?», - подходит третий.

  • ERM_0475

    Фото С. Николаев

  • ERM_0486

    Фото С. Николаев

  • ERM_0495

    Фото С. Николаев

  • ERM_0498

    Фото С. Николаев

  • ERM_0508

    Фото С. Николаев

  • ERM_0528

    Фото С. Николаев

ДВОР. Справедливости ради надо отметить, что я видела, как рабочие красили арку одного из корпусов на площади, а девушка-китаянка терла стекло своего павильона. Это при том, что администрация города обнародовала информацию о том, что 27 апреля пройдет общий субботник по уборке территории Апраксина двора, а вице-губернатор Игорь Дивинский (тот, чьего посещения и ждали) призвал выйти на него всех собственников зданий и помещений.

Сейчас внимание к Апраксину двору особенное: город не продлил инвестиционное соглашение с компанией «Главстрой-СПб» на реновацию квартала, но от оздоровления  «депрессивной территории» власти не отказались. Пока Комитет по инвестициям собирает от петербуржцев, собственников и инвесторов предложения по развитию Апрашки – сбор закончится 30 мая. Идеи будут анализироваться и, вероятно, к октябрю город представит концепцию развития рынка. Планируется, что в обновленном Апраксином дворе будут располагаться мастерские, музеи, кафе и рестораны и, само собой, торговые точки.

Но внимание к рынку связано не только с этим: в последнее время на Апрашку часто жалуют сотрудники правоохранительных органов - в связи с обилием мигрантов. Например, 8 февраля спецназ провел обыски в молельной комнате, задержали несколько сотен человек.

МЕСТНЫЕ. Из продавцов никто не знает, что дальше будет с Апрашкой, но почти все уверены, что их отсюда не выгонят. «Никому не выгодно закрывать рынок», - говорит мне выходец из Таджикистана. Своих имен продавцы, с которыми я разговаривала, почти не называют, диктофона боятся.

На рынке торгуют китайцы, азербайджанцы, афганцы, таджики и русские. Узбеков мало. «Китайцев больше всего в магазинах, - говорит мне азербайджанский продавец. - Узбеки и таджики – самые слабые – торгуют на улице».

Язык межнационального общения на рынке – русский. По количеству представителей той или иной национальности все выдвигают разные мнения. Например, по словам одного азербайджанца, на Апрашке появляется все больше таджиков. А вот таджик Рустам, наоборот, считает, что его соотечественников на рынке мало, а много китайцев, азербайджанцев и афганцев (кто-то считает китайцев  «лидерами»). Рустам приехал в Петербург семь лет назад, сейчас живет здесь с братом, который учится в колледже. «У меня семья большая  - четыре брата и три сестры, у папы радикулит – он не работает, мама тоже дома сидит. Я единственный зарабатываю – у меня нет спонсора, чтобы учиться». Рустам работает продавцом почти каждый день, с 10 до 19, и каждый месяц пересылает домой по 200 долларов. Ему 24 года.

К палатке Рустама подходит его соотечественник в растоптанных туфлях (когда мужчина их снимает, видно название бюджетной марки). Рустам дает ему пару кроссовок, приговаривая: «Это спортивный вид, совсем по-другому смотрится». Тот меряет и что-то шепчет ему. «За 500 рублей я у тебя сам их куплю! - отвечает Рустам. – Давай за 600?» Покупатель мнется. «Ладно, - продавец уже складывает обувь в пакет. – Только никому не говори». 

Основные покупатели на рынке – сами мигранты и небогатые русские. «И нерусские, и русские приезжают, - рассказывает мне один торговец. – В магазине вещь стоит 3-4 тысячи, а здесь - 1,5. У меня клиент есть, который из Колпино сюда ездит – с головы до ног одевается каждый сезон. Говорит, что ему дешевле все обходится».

ПРОБЛЕМЫ. «Счастье тебе скоро будет большое. Доживешь до 90 лет, - за мной в нелюдном переулке увилась бабка в цветастом платке. Я стараюсь ее не замечать. – Ум есть, только хитрости не хватает. Дай бабушке денежку». Прибавляю шаг, и возле двери в один из магазинчиков натыкаюсь на его хозяина Вагифа. Он рассказывает про главную и единственную, по его мнению, проблему Апрашки – цыган. Тех, на кого он показывает, я потом видела возле входа на рынок. Там они «встречают людей»; например, подходят близко к женщине и заговорщицким тоном произносят: «Есть кожаная курточка на вас прямо». Эта бабушка в платке, по всей видимости, тоже с ними.

«Восемь человек из них обладают гипнозом, - говорит Вагиф. – Точек у них своих нет, ведут людей к китайцам. Один раз пенсионерка купила у них шубу за 150 тысяч – они пошли с ней в банкомат, где она сняла 80 тысяч, потом 70 тысяч принесла из дома. Через несколько дней вернулась – плакала. Я пошел к полицейским – они заставили вернуть ей деньги. Но если рассуждать, то это порядочный рынок. Межнациональных разборок нет, все говорят по-русски. Я – россиянин, уже 35 лет живу в стране».

ПРОВЕРКИ. «Заколебали с этими комиссиями, - говорит мне еще один продавец-таджик. - Нам сказали, что проверка сегодня будет, и некоторые свои точки не поставили. А у нас и так единственные нормальные дни - это суббота-воскресенье. Дышать даже не дают».

Многие «местные» говорят о том, что с продажами на рынке стало хуже. Мол, раньше иголке негде было упасть, а сейчас торговля плохо идет. По словам одного азербайджанского продавца, самая маленькая точка на улице здесь обходится в месяц тысяч 30, побольше – уже 70-80 тысяч. За павильон в 40 квадратных метров, по словам торговцев, владелец платит больше 150 тысяч.

Одной из причин снижения спроса продавцы называют регулярные проверки. «То забирают, то комиссия приезжает, - жалуется один таджик. - В тот раз (8 февраля - «МР») тоже как дикари напали, забрали всех - без предупреждения, без оснований (при этом несколько продавцов признались, что нелегалы на рынке есть –  «МР»). Такого не было раньше. А люди смотрят, думают – напали. Лучше закрывайте, зачем каждый раз пугать людей? Вот сейчас должен губернатор приехать, чтобы решать – будет работать Апрашка или нет. Он уже 10 раз приезжал: скажи – да или нет».

ОБХОД. В молельной комнате рынка звучал азан (призыв к молитве), когда на площади рядом с часовней начали собираться журналисты, ожидающие приезда вице-губернатора Игоря Дивинского. Пока я шла к площади, несколько человек предложили мне «с рук» купить телефон.

Вместе с вице-губернатором появились еще несколько человек – сотрудники администрации города, администрации Центрального района во главе с Марией Щербаковой, собственники зданий. Вице-губернатор в самом начале зашел в часовню и пообщался с батюшкой. Выйдя, сразу задал журналистам, которые окружили его плотным кольцом, главный вопрос: «Почище стало?» «Да, немножко», - прозвучал чей-то ответ. Дивинский согласился: «Получше, хоть не стыдно. Так, докладываем».

После этой отмашки заместитель главы администрации Центрального района Сергей Зайцев зачитал основные объемы проведенных работ на Апрашке в рамках месячника по благоустройству. Вице-губернатор внимательно слушал, а когда Сергей Зайцев огласил информацию про 1,5 тысячи кубических метров вывезенного мусора, даже многозначительно кивнул головой. Закончил чиновник свой доклад цифрой о том, что сегодня в субботнике приняли участие 75 человек, из них 15 - от «Главстроя» и 60 - от собственников и работодателей.

«Ну, хорошо, - заключил вице-губернатор. - Посмотрите, чуть-чуть только сделали – один субботник, а уже приятно ходить. Я думаю, что мы всем миром наведем здесь достойный порядок, чтобы это был действительно культурный центр».

  • ERM_7829

    Фото С. Николаев

  • ERM_7839

    Фото С. Николаев

  • ERM_7848

    Фото С. Николаев

  • ERM_7862

    Фото С. Николаев

  • ERM_7863

    Фото С. Николаев

  • ERM_7889

    Фото С. Николаев

  • ERM_7898

    Фото С. Николаев

  • ERM_7907

    Фото С. Николаев

  • ERM_7933

    Фото С. Николаев

  • ERM_7952

    Фото С. Николаев

  • ERM_7960

    Фото С. Николаев

  • ERM_7963

    Фото С. Николаев

ПОРЯДОК. После «отчета» рабочая группа во главе с вице-губернатором направилась на улицу Ломоносова. По пути обсуждался вопрос о том, оставлять или нет синий забор, отгораживающий Апраксин двор от дороги (позже вице-губернатор сообщил, что Садовую и Ломоносова будут приводить в порядок, а забор планируется убрать ко дню города). Потом было чаепитие в клубе «Money-Honey» и снова – обход территорий. Уже заканчивая его, вице-губернатор обратил внимание на стоящих по бокам дороги мигрантов, которые в свою очередь наблюдали за тем, как движется вся эта процессия.

- Чище стало, - решил он начать разговор с одним из продавцов.

- Да, да, субботник был очень полезен.

- Чище, правда, - сказал Дивинский второму. Все посмотрели на собеседника вице-губернатора, телевизионщики наставили камеры. Паренек не выдержал такого внимания и начал пятиться назад. Вместо него очень быстро выдвинулся другой мигрант.

- Как вам Апраксин двор? Лучше становится? – вступил в третий диалог Дивинский.

-Да, да.

- Вы чем здесь занимаетесь?

- Торгую.

- Когда  чище, народу  будет больше, значит, торговля будет лучше?

- Да, конечно, - продавец особенно не распространялся в ответах.

- За чистотой должны все следить, - напутствовал его чиновник. - Ты принимал участие в субботнике?

- Да.

- Точно? – наконец, усомнился Дивинский. – Что делал?

- Почистил свою территорию.

- Только это надо делать не один раз, а все время. Тогда народ будет приходить, - сказал вице-губернатор. На прощанье он пожал продавцу руку.

share
print