Истории

100 тысяч владельцев скутеров обяжут получить права - и они начнут удирать от ГИБДД с утроенной скоростью

В России скоро появятся специальные права для водителей мопедов и скутеров. Сбудется давняя мечта автомобилистов и давний кошмар городских подростков. По некоторым оценкам, в Петербурге не менее 100 тысяч скутеров, и если все их хозяева разом выстроятся в очередь за правами, возникнет столпотворение.

Поправки к закону «О безопасности дорожного движения» прошли второе чтение в Думе и к лету - то есть к активной фазе мотосезона - наверняка будут приняты. Водителям будут выдавать права категории М. Мотоциклы и прочие двухколесные транспортные средства, чей объем двигателя превышает 50 кубических сантиметров, сохранят свою категорию – А. О том, что в России нужны новые категории автомобилистов, начали говорить еще в середине 2000-х, когда массовым явлением стали скутеры (им предлагали давать категорию А1), машины с автоматом (им предлагали стать В1) и микроавтобусы (D1). К 2012 году все поменялось: категорию В1 отдали квадроциклам (раньше для них требовались права тракториста), зато А1 передали маломощным мотоциклам. Таким образом, у двухколесных будет уже три категории.

Водитель, который уже имеет права любой категории, может пользоваться мопедом. Получается, что новые ограничения коснутся только совсем молодых участников движения. «Мой район» опросил петербургских скутеровладельцев: к новой инициативе они относятся двойственно. «Меня привлекает в скутере именно манёвренность в условиях мегаполиса, - сообщил скутерист Антон. - Как плюс можно еще отметить отсутствие страховки и прав, но это плодит гопарей... На машине можно застрять в пробках на часы. Недостатки - это зависимость от погоды, после дождя мокрый асфальт, зимой ездить проблематично». Получается, что чем больше будет сложностей, тем меньше гопников на улице, и уважающих себя мопедистов это не может не радовать.

«А я уже четыре года как использую автомобиль, а не скутер, - рассказал Олег, - хотя раньше любил скутер. Права на управление ввести нужно, но повышать возраст с 16 до 18 лет – не стоит. Все же для ребят эта игрушка придумана. За отсутствие прав - ввести ответственность, иначе гаишников можно не бояться.
Еще считаю, что необходимо ввести ответственность за посадку дополнительных (больше одного) пассажиров на борт скутера».

Инспекторы ГИБДД, к которым «Мой район» обратился за комментариями, пояснили, что права вряд ли введут в этом году, ведь стандарт экзаменов еще не разработан. Мотоциклисты получают «корочки» с 16 лет. У них все по-взрослому: теоретический экзамен по тем же билетам, что у водителей, вождение на площадке, разве что «города» нет. «Но только откровенный лох будет сдавать экзамен на мопедные права, - заявил мотоциклист Игорь. – Если парню стукнуло 16 - а тем, кто младше, все равно не разрешат водить скутер или мопед - и если все равно придется идти и сдавать какой-то экзамен, не лучше ли сразу получить права на мотоцикл? Конечно, лучше».

Директор Северо-Западной ассоциации автошкол Владимир Клименко также заявил «МР», что права для скутеристов нужны, хотя в наведении порядка они не очень-то помогут.

«Во-первых, раз уж вводить права, надо вводить и регистрацию мопедов и скутеров. Какая польза от прав, если владельца транспортного средства нельзя идентифицировать на дороге? Я помню, был свидетелем спора между доктором Рошалем и депутатом Лысаковым на Ассамблее безопасности дорожного движения. Леонид Рошаль говорил, что номера на мопедах обязательно нужны: мало ли, парень разбился, попал без сознания в больницу, и никак, решительно никак невозможно установить его личность. А Вячеслав Лысаков говорил про излишний бюрократизм. Я скорее согласен с доктором. В городе разрешенная скорость – 60 км/ч, это на 10 км/ч больше, чем в Европе, и на 12 – чем в Англии. Скутер обычно разгоняется до 40 км/ч, и это достаточная скорость, чтобы угробиться. Те скутеристы, которые выписывают восьмерки в третьем ряду, кажется, именно эту цель и преследуют.

Сейчас мотоциклисты сдают на площадке экзамен по фигурному вождению. Можно экстерном. Думаю, водителям скутеров он тоже не помешал бы. Но это не значит, что ГИБДД на дорогах будет следить за поведением мопедистов. С экономической точки зрения им это абсолютно невыгодно. У меня нет статистики, сколько в год штрафуется мотоциклистов, но, скорее всего, единицы».

«Мой район» поинтересовался у водителей скутеров, часто ли их тормозили на улицах. Оказалось: были попытки, но закончились ничем.

«Один раз из-за гаишника свои очки разбил, - рассказал Илья. - Они мне своей полосатой палочкой чуть по лицу не заехали! Слава богу, увернулся, но потом еще «глушак» пробил, когда по дворам от них тягал». «А меня за три года смогли тормознуть один раз, - рассказал Саша. - И то я в пробке еле-еле двигался, полицейский выскочил прямо передо мной. Но мои 100 кубов двигателя выглядят как 50. Поэтому вежливо попросили не ездить по кольцевой - и все. (А что еще можно было сделать, если нет ни прав, ни документов на мопед? - «МР»). В других случаях, когда мне машут на КАДе палкой, просто не останавливаюсь».

Будете ли вы бояться сотрудников ГИБДД, когда у нас введут права на скутер? Большинство собеседников «МР» заявило: да, будем. «Смотрите, что получается, - говорит Роман. – Я нарушу правила на скутере, а у меня, допустим, есть права на мотоцикл – что же, у меня их отнимут за это? Нечестно. Есть нарушения, которые допускают все. Например, любой поворот налево для мопедов запрещен. Но, как мы знаем, никто это правило не соблюдает. Поэтому все будут бояться гаишников». Бояться – это значит – удирать при любой возможности.

share
print