Истории

Хроника велосипедизации Петербурга от Матвиенко до наших дней

В Петербурге 20 апреля официально открывается велосезон. «Мой район» по этому случаю решил изучить велодвижение в городе – в ретроспективе и перспективе. Мы посмотрели, как менялось количество велосипедистов за последние 10 лет. А также составили социологический портрет активного велопользователя.

Хроника

2003-2005 годы – на немногочисленных велосипедистов не обращают внимание. Никто – ни ученые, ни, тем более, власть предержащие – не пытается сосчитать количество веловладельцев, так как на транспортные потоки велосипедисты не влияют. Бывший губернатор Петербурга Владимир Яковлев (возглавлял федерацию велоспорта) загодя вообще запретил байкерам въезд на некоторые центральные улицы – осенью 2003-го хозяйкой Смольного становится Валентина Матвиенко, но на проблемы велосипедистов она обратит внимание только спустя пять лет (тогда же в городе попытаются сосчитать - сколько человек регулярно пользуются велосипедами).

В 2004 году в Петербурге впервые проходит «Критическая масса», главная идея: привлечь внимание к вопросам велосипедизма в городе – и одновременно к проблеме неуемной автомобилизации. На акцию выезжают несколько десятков (по другим данным – несколько сотен) велосипедистов: по ним можно судить о количестве активных молодых велопользователей.

Дмитрий, 34 года, активно пользоваться велосипедом начал в 2003 году: «Я тогда жил в Лахте, денег было мало, дороги на окраине были сравнительно свободные. В общем, сочетание велосипед + электричка делало город гораздо более доступным и дешёвым, чем вариант трамвай + метро. Кроме того, появилось смутное подозрение, что это может быть полезно для здоровья и для окружающей среды. Довольно скоро я отдал дачный, из детства «Салют-С» приятелю и купил себе на рынке «Аист» белорусского производства. Постепенно некоторое количество велосипедистов обнаружилось в панк-субкультуре (для клубной сцены Петербурга ещё в 1990-х велосипед был лучшим способом передвигаться по городу ночью)».

2005-2007 годы – велосипедистов по-прежнему не считают, но с ними уже немного считаются: в Смольном начинают готовить распоряжение под названием «О мерах по развитию сети велосипедных дорожек…».

По ощущениям представителя клуба «ВелоПитер» Павла Семенова (активно ездит с 2005-го), с этого момента ежегодно число велосипедистов на улицах удваивается. Еще одна тенденция – улучшение отношения автомобилистов к велосипедистам: «На длинной дороге – например, проспекте Энгельса, Московском проспекте – автомобилисты стараются двигаться чуть левее, чтобы дать возможность проехать велосипедистам».  

Евгения, 27 лет, ездит с 2006 года – с тезисом про автомобилистов не согласна: «Отношение автомобилистов как было в целом негативным, так и осталось, может, даже стало хуже из-за увеличения числа велосипедистов. Ездить по дорогам вместе с автомобилями (как, по идее, следует по ПДД) крайне опасно».

2008 год – в городе наконец-то посчитали количество велосипедов: больше 1 млн. Цифра огромная – но не репрезентативная: один человек может иметь хоть 10 великов – и все хранить в гараже, не используя ни одного. В Смольном утвердили велораспоряжение с громоздким названием: обещают построить больше ста велодорожек (к настоящему моменту открыли меньше десятка). В Муринском парке, вдоль проспекта Луначарского, торжественно презентуют первую велодорожку: начинающуюся ниоткуда и ведущую в никуда.

2009 год – на весеннее открытие велосезона приезжает около тысячи человек.

2010 год – около 1,5 тысячи человек. Дмитрий Корецкий, велосипедист с 2010 года: «Пересел на велосипед, потому что подарили новый – до этого был несерьезный, «детский», и я пользовался общественным транспортом. Если есть возможность не стоять в пробках, не зависеть от расписания автобусов-троллейбусов – почему не воспользоваться? За эти три года появилось несколько велодорожек (не пользуюсь, так как не по пути) и стало гораздо больше велопарковок (пользуюсь, когда, например, еду в супермаркет)».

2011 годна открытие велосезона приезжают около 2 тысяч человек. По данным Центра независимых социологических исследований, около 50% жителей Петербурга имеют велосипеды: взрослые (36%) и детские (24%). Меньше половины владельцев «взрослых» велосипедов используют их в городе. По другим оценкам (в СМИ пишут – «экспертным», но, скорее всего, цифра взята с потолка), в городе 1,5 млн владельцев велосипедов. По данным клуба «ВелоПитер», 52% велосипедистов хотя бы раз в жизни попадали в ДТП; примерно в половине случаев виновниками были автомобилисты. В сентябре 2011 года молодой и креативный глава Фрунзенского района Терентий Мещеряков торжественно открывает велодорожку в парке Интернационалистов, являющую собой простую разметку на трассе, которой мало кто пользуется. Некачественная разметка вскоре становится почти невидимой.

  •  1y002_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

  •  1y003_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

  •  1y004_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

  •  1y005_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

  •  1y006_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

  •  1y007_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

  •  1y008_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

  •  1y009_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

  •  1y010_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

  •  1y011_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

  •  1y012_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

  •  1y013_Semenov_Pavel_580.jpg

    Фото: Павел Семенов, специально для MR7

    Источник: Фото: Павел Семенов, специально для MR7

2012 год на открытие велосезона приезжают 2,2 тысячи человек. В Комитете по транспортно-транзитной политике завершают формирование велоконцепции: по подсчетам чиновников, в городе около 12 тысяч «живых» велосипедистов и до 2 млн велосипедов. В мае формируется движение «Велосипедизация Санкт-Петербурга», выступающее за создание условий для велодвижения. Представитель движения Оли Терри (регулярно пользуется велосипедом с 2011 года): «Поначалу это было виртуальное сообщество, в котором выкладывали фото велосипедистов. Потом пошли посты про инфраструктуру – и таким образом разрослось до целого движения». Сейчас в группе «Велосипедизации» «ВКонтакте» - около 4 тысяч участников. В рамках проекта работает велошкола; на днях был запущен антибюрократический проект «Велоинфраструктуризация». Уже при губернаторе Полтавченко открыты перехватывающие велопарковки у девяти станций метро.

2013 год – по оценке депутата ЗакСа Ольги Галкиной, в Петербурге регулярно используют велосипед 3,2% горожан (в 2020 году, считает парламентарий, активных велосипедистов будет 10%). Ежегодно продаются по 200 тысяч велосипедов. «Концепция развития велоинфраструктуры на 2013-2015 гг» заморожена: у города другие приоритеты. Смольный обещает, что осенью (как раз когда сезон подойдет к концу) возобновится обсуждение проблемы велодвижения.

Прогноз

Что будет дальше? Говорит сооснователь открытой лаборатории «Город» Софья Чилингарова: «Количество велосипедистов очень сильно зависит от того, как будет развиваться город. Международный опыт показывает, что рост числа велопользователей коррелирует с развитостью инфраструктуры: в том числе – с ее качеством, чтобы не просто велодорожки прокладывали, где попало – но там, где ими захотят пользоваться люди. Многие из которых сейчас владеют велосипедами, но не ездят на них. Климат и другие факторы роли не играют. В целом, количество велосипедистов какое-то время и без инфраструктуры будет расти: сейчас молодые люди берут пример с Финляндии и других стран. Но у такого роста есть потолок. Если велосипедами будет неудобно пользоваться – люди перестанут на них ездить».  

Портрет

Самые активные пользователи велосипедов – молодые люди. Возраст: 20-35 лет. Пол: примерно 50 на 50, с небольшим креном в сторону мужчин (девушкам велосипед не всегда удобен по объективным причинам). Павел Семенов: «Современные велосипедисты – это, прежде всего, студенты. Далее – рабочие заводов, которым не обязательно приходить в офис в пиджаке. А также мелкие служащие, которым по роду деятельности не надо общаться с людьми». Нельзя также не отметить рост числа велосипедистов среди сотрудников жилкомсервисов.

Дмитрий, велосипедист с десятилетним стажем: «Пенсионеры, эксцентричные или практичные, никуда не делись, но их вряд ли становится больше. Спортсмены в велошортах тоже никуда не пропали, хотя в городе ездят только самые отчаянные энтузиасты. Детишки справедливо воспринимают велосипеды как отличный способ сломать шею, благо BMX стал общедоступным. Велосипеды массово освоили дворники, которым надо обслуживать несколько участков. Модники давно знают о способности велосипеда помогать в перемещении из точки А в точку Б».

Оли Терри: «Велосипедисты, как и, например, хипстеры, - люди вне класса, с разным уровнем развития и достатком, с разными мотивациями: это модно, или удобно, или экономично. В теплое время года преобладают студенты, зимой ездит много петербуржцев в возрасте 40-50 лет – думаю, они привыкли к такому образу жизни».  

***

Открытие сезона от клуба «ВелоПитер» состоится 20 апреля: подробности

share
print