Истории

Партизаны благоустраивают Петербург

В Петербурге активисты отметили остановки ночных автобсуов большими круглыми стикерами, напомнив администрации города, что необходимые знаки с расписанием движения установлены не везде, в результате чего горожане оказываются дезориентированы. Это редкий в нашем случае пример партизанского благоустройства – когда активисты делают город удобнее и полезнее, не спрашивая разрешения у властей.


Как показывает опрос, проведенный активистами «Весны» в социальных сетях – 70% опрошенных вообще не находят остановку ночного автобуса в своем районе, 8% - находят, но водители автобусов игнорируют место остановки, и лишь 22% смогли отыскать местонахождение остановки ночного транспорта. 28 марта активисты направили губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко свои предложения в связи с недавними поручениями главы города о проработке вопроса по запуску метро в ночное время между двумя центральными станциями и расширения маршрутной сети ночных автобусов. Среди которых было предложение о повышении информированности жителей о работе ночных автобусов. Ответа на обращение активисты все еще не получили.

  • 6VF1J0z2gKw

    Фото: движение «Весна»

  • Zphs4Onk1EA

    Фото: движение «Весна»

  • CEjueRQ5lds

    Фото: движение «Весна»



Партизанское благоустройство – это явление на стыке уличного искусства и общественной деятельности. Несогласованная с властями, иногда даже запрещенная деятельность, которая делает город уютнее, удобнее и дружелюбнее для людей. Это самовольное озеленение города и самодельные скамейки в парках. Спонтанные скульптуры на площадях и качели на поручнях в метро. Стикеры, предупреждающие о незаконной парковке (маленькие и дружелюбные, в отличие от «Стоп-хама»), несогласованные с администрацией субботники и даже демонтаж портящей городские виды рекламы. В Москве подобные практики развиты в разы сильнее, чем в Петербурге, отслеживать их можно на сайте «Партизанинг».

Партизаны подъезда вешают доску с маркерами в лифте, чтобы избавиться от неприличных надписей на стенках и поддерживать связь с соседями. Партизаны двора резервируют незанятое пространство клумбами, чтобы на его месте не появилась парковка. Городские партизаны рисуют на асфальте велодорожки, не дожидаясь, когда власти потратят миллионы на разработку бессрочного проекта велосипедизации. Все это в рамках концепции расширения пространства дома за пределы собственной комнаты – до границ целого города, а то и страны.

«Маркировка остановок транспорта – хороший пример городского партизанинга, – считает научный сотрудник Центра независимых исследований Дмитрий Воробьев. – Такие неформальные знаки отмечают действительно проблемные участки города, «прокладывают» изменения для властей. Например, когда в Москве появились неформальные велодорожки, мэрия задумалась, не проложить ли настоящие велодорожки, где того требуют активисты. Считается, что благоустройство, управление дорожным движением – это компетенция государства. Но мы видим, что государство нередко ошибается. Например, устанавливает знаки дорожных переходов так, что они мешают пешеходам пройти и проехать с коляской».

Любой проект партизанского благоустройства вызывает общественное обсуждение. Некоторые люди склонны сопротивляться позитивным переменам, если они исходят не от государства. Другие, вместо того, чтобы делать что-то самостоятельно, критикуют чужие проекты. «Мой район» предположил, какие мнения могли бы высказывать скептики на идею «Весны» с маркировкой остановок.

1. Ваш дизайн стикеров вносит хаос в городскую инфографику. Горожане начнут ориентироваться на стикеры, а не на знаки, в результате будут еще больше дезориентированы.

Николай Артеменко, активист «Весны»: «Дизайн традиционных знаков «Остановка ночных автобусов» совершенно неприметен для глаза. Наши стикеры яркие, привлекают внимание. До них вообще никакого понимания не было, где останавливаются ночные автобусы».

2. Размещая свой логотип на стикерах, вы создаете незаконную рекламу, гарантируя, что стикеры снимут дворники. Иначе они могли бы провисеть дольше. Создается ощущение, что реклама вам важнее, чем функциональность.

«Мне кажется, дворники прочитают, что стикер несет важную информацию и не будут его снимать. Люди, которые периодически пользуются ночными автобусами, увидят стикеры раз или два, запомнят, что в данном месте остановка есть, и есть шанс дождаться-таки ночного автобуса».

3. Стикеры, приклеенные на стекло остановки, неэстетичны и загораживают обзор на остановке. Их нужно клеить на сплошную стенку остановки, в крайнем случае – на рекламу.

«У нас остановки сплошь заклеены различными объявлениями, исчирканы граффити, которые никто не хочет оттирать. Это как раз не эстетично. Наши яркие красивые стикеры мы клеили аккуратно, чтобы они не портили остановку. Это не вандализм, а полезное дополнение к городскому пространству».
 

share
print