Истории

Дорогой петербургский досуг: сходить в театр за 5 тысяч рублей и на месяц остаться без обедов

Видя цифру с тремя нулями напротив названия какого-нибудь спектакля или имени какого-нибудь поп-артиста, петербуржец начинает возмущаться: «Дорого!» Имея среднюю зарплату 32,6 тысяч рублей (данные «Петростата»), затруднительно выложить 5 тысяч за два часа в театре: на эти деньги можно было бы месяц питаться приличными бизнес-ланчами. «Мой район» проанализировал, на какие спектакли и концерты в Петербурге отваживаются выставлять ценник «2000+» - и почему.

Изучив ассортимент билетов в виртуальных кассах (kassir.ru, bileter.ru, muzbilet.ru), мы составили топ-10 самых дорогих культурных событий этого года.

1. «Трактирщица» (Каменноостровский театр – новая сцена БДТ) – 5000 рублей. Спектакль идет часто, если поспешить – можно купить и «дешевые» билеты по 1500, но их в продаже единицы. На билетных сайтах, в основном, – проходки по 5 тысяч. Да, спектакль, по отзывам критиков, хороший. Да, на сцене – звезда, Ксения Раппопорт. Да, театр – камерный, рассчитан на несколько сотен зрителей. И всё же – 5 тысяч за не привозной, а поставленный в Петербурге спектакль - дороговасто.

2. «Коварство и любовь» (МДТ) – 4000-5500 рублей. Билет на спектакль с участием всё той же Раппопорт, а также модных ныне Елизаветы Боярской и Данилы Козловского стоит примерно в 10 раз больше, чем билеты на другие постановки Льва Додина. В самом театре, правда, нам сказали, что есть и билеты по 250 рублей. Очевидно, за ними надо идти в кассу МДТ на Рубинштейна: в онлайне дешевых проходок не обнаружилось. «Другие спектакли МДТ по качеству ничуть не хуже. Похоже, помимо творческих вопросов администрация театра задумывается и о том, что какая-то часть зрителей интересуется не только фамилией Додина, но и кинозвездами. Я не готов это осудить или одобрить: такова объективная реальность», - комментирует театральный критик Дмитрий Циликин. Интересно, что сам Лев Додин в театральной среде славен тем, что очень не любит отпускать «своих» актеров на съемки кино и сериалов – которые в конечном итоге приносят актерам популярность и, выходит, влияют на цену билета в МДТ.

Видео: alexnarod1

3. Depeche Mode (СКК, 24 июня) – 3000 рублей (входной). Это минимальная цена: при желании можно купить билет и за 12 000 рублей. Все предыдущие концерты DM на самой большой крытой площадке Петербурга (СКК) проходили при аншлагах: это, наверное, до сих пор самая любимая зарубежная группа у русских людей. В Петербурге билеты обычно стоили меньше, чем в Москве: в прошлый визит DM в Россию некоторые столичные фанаты приезжали на концерт в наш город вместо того, чтобы послушать кумиров «дома» – даже с учетом затрат на поезд выходило дешевле. Организаторы концерта (а это, традиционно, PMI) опыт прошлых успешных привозов британского трио, конечно, учли.

Видео: Chiaki 1820

4. «Год, когда я не родился» (московская театр-студия под руководством Олега Табакова, гастроли на сцене Александринского театра) – 3000 рублей. Такова цена на места за креслами – не самые комфортные в Александринке (партер – 5-6 тысяч рублей). Спектакль привозной, спектакль «с именами» (играют отец и сын Табаковы), спектакль модного режиссера (Константин Богомолов совсем недавно изрядно поразил московского зрителя острой постановкой «Идеального мужа»).

5. Тарья Турунен (Большой зал Филармонии, 17 мая) – 3000 рублей. При желании можно купить и билет за 8 500 рублей. Цена сложилась из имени Тарьи (Nightwish наш народ тоже любит), количества музыкантов (более 100 человек на сцене), репертуара (хиты: от Россини до Queen).

6. Иван Дорн (клуб «Космонавт», 12 мая) – 2 750 рублей. Такова цена входного билета на концерт супер-модного музыканта, «который не качает мускулы, а качает танцпол». Правда, организаторы мероприятия пояснили, что были билеты и дешевле: просто их раскупили.

7. Стас Михайлов (БКЗ, 8 и 10 апреля) – 2 600 рублей. Цена самого дешевого билета в партер (проходок на балкон в онлайн-кассах почему-то нет). Интересно, что похожий по качеству артист Киркоров в том же БКЗ оценен от 1100 рублей.

8. «Пламя Парижа (Триумф республики)» (Михайловский театр) – 2 500 рублей. Это июльская премьера, сейчас билеты стоят до 3 500 рублей.

9. Джо Кокер (Ледовый дворец, 3 июня) – 2 000 рублей. Исполнитель You Can Leave Your Hat On не так популярен в России, как авторы Walking In My Shoes – потому и наполняемость залов меньше, и цена на билет на тысячу рублей ниже.

10. Лана Дель Рей (Ледовый дворец, 6 июня) – 2 000 рублей. Певица очень популярна на родине, в Америке, и в Европе (билеты на многие концерты распроданы) – но Бог его знает, хватит ли в Петербурге хипстеров, чтобы заполнить несколько тысяч мест в Ледовом.

Видео: concertslive

Как в Петербурге формируются цены на билеты? Почему – при одинаковом, казалось бы, качестве - одни культурные мероприятия стоят дороже, а другие в 10 раз дешевле? Стоят ли несколько часов духовной пищи того, чтобы за них отдавать столько же, сколько средний петербуржец в месяц платит за обеды?

Илья Бортнюк, генеральный директор промоутерской компании «Светлая музыка»: «На формирование цены влияют два фактора. Первый: реальная стоимость проекта. Чтобы привезти Depeche Mode или Morcheeba надо: заплатить гонорары, разместить рекламу, потратиться на накладные расходы. Кроме того, сам промоутер должен что-то заработать. Второй: здравый смысл. Многие промоутеры делают так: продают, допустим, тысячу билетов по 5 тысяч рублей. Но дорогие билеты в городе практически не продаются, кроме эксклюзивных случаев! Другое дело: продать, например, 3 тысячи билетов по 1 тысяче рублей. Так что на цену влияет также алчность конкретного промоутера.

Почему в Москве билеты на концерты тех же исполнителей стоят дороже, чем в Петербурге? В Москве концертный рынок в 2-3 раза больше. Кроме того, выше платежеспособность той части населения, которая готова платить за концерты: творческие люди в столице зарабатывают в 2-3 раза больше, чем в Петербурге».

Дмитрий Циликин, театральный критик: «Мое мнение расходится с мнением рынка, который считает: если кто-то готов платить определенную цену, значит, она законна. Если кто-то купил билет на открытие Большого театра в Москве по цене квартиры – значит, цена справедлива. Но я считаю, что театр не занимает в жизни человека места столь важного, чтобы выкладывать за него безумные деньги. Театр – не тот способ проведения времени, чтобы выкладывать последнее.

Мне известен такой случай. Было это давно, в Мариинском театре. Состоятельный человек купил за безумные деньги ложу, которая граничила с ложей Путина и Герхарда Шредера. Давали «Войну и мир» Прокофьева. И вот один из них не приехал. А человек впервые в жизни поперся в оперу. Страдал, должно быть, ужасно!»

Александр Бутуханов, доцент кафедры экономической теории ВШЭ в Петербурге: «Цена на культурные мероприятия формируется свободно и основной критерий – качество продукта. С другой стороны, цена должна выполнять «сигнализирующую» функцию. Если билет стоит 5 тысяч рублей, организаторы тем самым заявляют, что предлагаемое мероприятие именно такого качества. А если 250 рублей – значит, и качество соответствующее (что, конечно, необязательно соответствует действительности). Впрочем, экономистам остается только предполагать, что в итоге организаторы руководствуются сугубо коммерческими соображениями: получить максимальную выгоду от продажи билетов. В культурной сфере никаких регулирующих норм (как, например, на стройке, где есть сметы, нормативы и правила) не существует.

Для части потребителей поход на мероприятие, где цена на билет высока – престижное благо. Хотя он может догадываться, что мероприятие столько не стоит». 

share
print