Истории

В пробе из подледникового озера Восток (Антарктида) обнаружен неизвестный микроорганизм

Об обнаружении нового типа бактерий сообщил 12 марта Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) Росгидромета. Что это за бактерии, как их нашли, опасны ли они и что это значит для науки, рассказали Валерий Лукин, заместитель директора ААНИИ, начальник Российской антарктической экспедиции (РАЭ) и Сергей Булат, заведующий Лабораторией КриоАстробиологии ФГБУ «Петербургский Институт Ядерной Физики» Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».

Напомним, 5 февраля 2012 года наши полярники произвели проникновение в подледниковое озеро Восток через глубокую ледяную скважину. Правда, первые образцы воды представляли собой не специально отобранные пробы, а результат технологического процесса (поверхностная вода озера, находившаяся под более высоким давлением, чем заливочная жидкость в скважине, поднялась вверх по стволу скважины, поднимая над собой более легкую заливочную жидкость. Часть этой воды попала во внутренний объем бурового снаряда, а также примерзла к нижней поверхности буровой коронки и боковым наружным стенкам снаряда).

Образец воды из поверхностного слоя оказался очень грязным, содержащим мутную буровую жидкость, в основном авиационный керосин. Благодаря особой технологии очищения образцов от загрязнителей, образцы были использованы для высокоточных анализов.

Кто и как определил новый тип бактерий?

Образцы воды были доставлены в Санкт-Петербург в конце мая 2012 года. Был выделен образец льда общим объемом около 395 мл, который после отделения воды от керосина составил около 150 мл воды, пригодной для дальнейших анализов. Эти работы выполнялись в Лаборатории КриоАстробиологии ФГБУ «Петербургский Институт Ядерной Физики» Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в Гатчине.

Несмотря на ограниченность исходного материала и его повышенную загрязненность, гатчинские ученые предприняли все возможные попытки для выявления микроорганизмов, возможно, обитающих в поверхностных водах озера Восток. Это очень сложный кропотливый процесс, связанный не только с чисто лабораторными, высокоточными анализами, но и с подробным сопоставлением полученных результатов с известными мировыми банками данных ДНК-последовательностей микроорганизмов.

В результате в конце февраля - начале марта 2013 года были получены новые данные, всесторонний анализ которых позволил выявить одну группу, которая прошла все контроли. Используя мировые базы данных типа GenBank, данный филотип бактерий не удалось не только идентифицировать на уровне вида-рода-семейства, но и классифицировать путем филогенетического анализа на уровне филума (крупного раздела Царства Бактерии). Данный результат был доложен 6 марта 2013 года на международном совещании в Институте космических исследований Российской академии наук.

В настоящее время без применения методов классической микробиологии (культивирование образцов на питательных средах и изучение микроорганизмов под микроскопом) ничего нельзя сказать о физиологии и биохимии данного вида бактерий - способах извлечения энергии и синтеза органического вещества. Как нельзя и описать (дать название) данному виду.

Более сложные анализы невозможны по причине малой биомассы и присутствия большого числа загрязнителей. Более чистые образцы воды озера Восток, замершей в скважине и разбуренной в сезоне 2012/2013 годов будут доставлены в Санкт-Петербург в мае 2013 года.

-Что значит для науки обнаружение бактерий?

-Озеро Восток является единственным в своем роде земным аналогом подледных океанов на ледовых спутниках Юпитера (Европа, Ганимед, Калисто) или Сатурна (Энцелад). Российским исследователям придется столкнуться с изучением абсолютно неизвестных живых организмов и понять с их помощью процессы формирования и эволюции жизни на различных объектах Солнечной системы.

-Не опасно ли извлекать на поверхность неизученные микроорганизмы?

-Природные условия подледникового озера Восток неповторимы на нашей планете. Будучи поднятыми на поверхность, микроорганизмы лишатся привычных условий обитания и необходимых питательных веществ, что приведет к их естественной гибели. Какое-либо патогенное влияние новых образцов микробной жизни на человечество невозможно.

Справка

Озеро Восток расположено в районе антарктической станции «Восток» (77° южной широты, 105° восточной долготы) под ледяным щитом толщиной около 4000 м и имеет размеры приблизительно 250×50 км. Предполагаемая площадь 15,5 тыс. км². Глубина более 1200 м.

Озеро Восток уникально тем, что, возможно, находилось в изоляции от земной поверхности на протяжении нескольких миллионов лет.

Бурение скважины, получившей название 5Г-1, началось в 1989 году. 5 февраля 2012 года, на глубине 3769,3 метров, учёные завершили бурение и достигли поверхности подлёдного озера