Истории

Одиннадцать историй о том, как петербуржцы променяли офис на работу руками

Треть петербургских работников офисов готова променять кресло и компьютер на ручной труд. Таковы результаты опроса 1359 «белых воротничков», проведенного компанией HeadHunter. Интересно, что в кризисный 2009-й год эта цифра была такой же, но мотивация поменялась: раньше горожане в первую очередь искали деньги, теперь – новый опыт. «Мой район» нашел 11 человек, покинувших офис в последнее время, чтобы спросить, выиграли они или наоборот.

ЗАЧЕМ. В 2009 году променять офисную работу на ручной труд были готовы примерно столько же петербуржцев (31%), как и сегодня (32%) но за эти годы изменились причины. В кризис людей на эксперименты вынуждала безработица, сегодня сотрудники офисов называют такие мотивы: «чтобы больше понять жизнь», «проще люди вокруг», «люблю работать руками», «рабочие более востребованы», «отдых от умственного труда».

Исследование также показало: петербуржцев, готовых уйти из офиса в рабочие, на 6% больше, чем москвичей. В Северной столице меньше тех, кто категорически не согласен работать руками – 19% против 26% в Москве.

КТО. Белые воротнички чаще всего видят себя автомеханиками, поварами и кондитерами. Большинство айтишников ушли бы в электрики (13%), а «кадровики» - в швеи (18%). Среди других желанных профессий значатся фермер, водитель, художник, полицейский, бурильщик.

Чаще всего задумываются о рабочей специальности офисные служащие из областей «Безопасность», «Автомобильный бизнес», «Строительство и недвижимость» и, как ни странно, «Высший менеджмент».

 

Готовы ли Вы сменить офисное кресло на место у станка?

Да, готов – 32 % (2009 – 31 %)

Только в случае крайней нужды – 43 % (2009 – 40 %)

Не для того я получал высшее образование – 26 % (2009 – 29 %)

 

Из логистов - в сборщики металлоконструкций

Сергей Куракин, 28 лет:

«Окончил Саратовскую консерваторию по специальности «Актер театра драмы», поработал немного в театре, но зарплаты там копеечные. Вел корпоративы, был Дедом Морозом. Как-то попал в Петербург, очаровался, и переехал.

Но молодым актерам и в Северной столице не легче. Хорошо, руки у меня на месте, поработал электриком, сварщиком, затем – повезло! - устроился менеджером в торговую компанию, в отдел логистики. Но со временем понял, что это не для меня – однообразие, пустой треп каждый день, какие-то оторванные от жизни представления. Я же привык двигаться, а не сидеть у компьютера. Отработал год, потом увидел объявление о том, что «Северная верфь» обучает сборщиков металлоконструкций. И пошел туда. Интересно было увидеть, как делают корабли. Учимся работать с металлом. Люди тут другие. В зарпалате выиграл. Мук никаких, да и образование научило меня легко менять «роли».

Из юрконсультов – в электрики

Дмитрий Антончук, 32 года:

«После школы отучился на художника, понял, что не мое. Потом поступил на электротехнический факультет. Отчислили. Поступил на юрфак -  его и закончил. Работал в некоммерческой организации -  занимался юридическим сопровождением проектов. Работа забирала все время, не оставляла его на семью. Уволился.

Дома начал снова рисовать – делал дизайн систем освещения, на заказ. В какой-то момент захотелось и монтажом своих придумок заняться. То есть, теперь я дизайнер-электрик! Сам придумываю – сам монтирую. Конечно, стабильности в заказах нет. Но за 1,5 года, как ушел из офиса, ни разу не пожалел. Пожалуй, впервые чувствую – мое. Уровень дохода вырос примерно в два раза, свободного времени стало больше».         

Из менеджеров по продажам - в официанты

Наталья Иванова, 24 года:

«Из-за болезни мамы на втором курсе пришлось бросить университет. Устроилась менеджером по продажам в компанию, которая делает программы для налоговой отчетности. Я думала, что офисная пятидневка - это сказка. Оказалось, что работаю на дядю две трети своего дня!

Вставать по расписанию, обед по расписанию, все по расписанию… Через полгода бросила. Пошла в официанты. Меня всему научил шеф-повар, испанец лет 60-и. Влилась, завелись деньги. С тех пор работала в разных ресторанах и не пожалела.  

Во-первых, официанты – люди с интересными судьбами, таких в офисе редко встретишь, они столько о жизни знают! Во-вторых, тут нужно быть и психологом, и детективом – все наблюдать, подмечать. Я видела артистов, чиновников. Много чего видела!»

Из режиссеров – в автомеханики

Анна Арбатская, 22 года:

«Я была режиссером монтажа на телевидении - когда постоянно сидишь на стуле и монтируешь программы. А я с детства люблю что-то чинить, обожаю инструменты, машины, моторы. У меня дрель есть. Это как хобби. Как-то познакомилась с человеком из дрифт-команды (вид автоспорта, езда в управляемом заносе). Он научил меня менять масло, стойки в автомобиле и многое другое. Мне так понравилось, что пошла учиться на автомеханика. Стала покупать автожурналы вместе с журналами про моду. Работаю на станции техобслуживания. У некоторых водителей челюсть выпадает, когда меня видят. Одни начинают проверять знания, другие спрашивают, замужем ли я. Не замужем!»

Из юристов – в стилисты

Анеллия Лучезарная, 25 лет:

«Я работала юристом в офисе около двух лет, и еще недолго специалистом по рекламе.

Вообще-то, по первому образованию я парикмахер-стилист, но в юности не считала эту профессию серьезной и подходящей для самореализации. Поэтому выбрала юриспруденцию, а красотой просто увлекалась, даже отучилась в школе моды и эстетики.

Со временем офис стал жать, появилась рутина, привычка «ходить на работу». Уже утром хотелось поскорее закончить рабочий день. Раз за разом я понимала, что просто теряю время в офисе и делаю то, с чем легко справится любой. Ни особой радости, ни пользы другим людям.

Я уволилась, поступила в колледж на курсы повышения квалификации по профессии визажист-стилист. Сейчас работаю свадебным стилистом, мастером образа. Обучаю искусству макияжа и создания причесок. Чувствую себя на своем месте».

Из офис-менеджеров – в мастера декора

Галина Беляева, 51 год:

«Я работала координатором проектов в информационном бюро Совета министров Северных стран, но в кризис меня сократили. Долго переживала – куда пойду в 45 лет? Повезло, подвернулось место офис-менеджера в торговом холдинге. Но уже через месяц почувствовала дискомфорт – нужно подстраиваться под всех начальников, ты всем что-то должна. Забота о костюмах, внешнем виде – мало того, что «обязаловка», так еще и съедала ползарплаты.

В компании возникли финансовые трудности, мне предложили уволиться. Я сама не решалась – неудобно было снизить доходы семьи. Но тут осознала – сколько же можно жить так, как я не хочу? Ушла, и муж меня понял.

Увлеклась декорированием предметов интерьера, делаю красивые вещи на продажу, у меня своя страничка на портале «Ярмарка мастеров», участвую в выставках. Теперь у меня на руках краска вместо маникюра, дорогие туфли пылятся в шкафу, но я счастлива. Подрабатываю администратором гостиницы, предлагаю свои работы туристам. Осваиваю ландшафтный дизайн. Больших доходов нет, но ощущение полета не покидает».

Из страховщиков – в таксисты

Федор Пономарев, 42 года:

«Я работаю водителем такси, а раньше был специалистом в фонде ОМС – целый день сиди за компьютером, пиши квартальные отчеты, заполняй документы и смотри на часы – когда домой. Очень скучно, хоть и зарплату платили день в день. В конце концов, ушел – сначала в литейный цех, потом в водители трамвая. Только тогда осознал, что больше всего люблю ездить на машине, даже в 4 утра готов сорваться и куда-то рвануть. Решил устроиться в такси.

Сразу пропала иллюзия, что таксисты прилично зарабатывают – это не так, куча денег уходит на бензин и мойку. Зато, конечно, душевный комфорт, и работа живая - каждый день знакомишься с новыми людьми, у каждого своя жизнь. Чего я только не узнал! Особенно люблю возить пожилых людей, слушать их истории. Параллельно я еще работаю дирижером в церковном хоре – уже 20 лет, это тоже моя отдушина, я же музыкант по образованию. Есть еще одна профессия – «хороший человек» - помогаю что-то дотащить, перевезти, разгрузить. Так совокупно и собирается мой доход».

Из менеджеров по продажам – в визажисты

Оксана Степанова, 32 года:

«Я работала в сфере продаж,  довольно успешно, меня повысили, я стала корпоративным менеджером с хорошим окладом и процентами. Но, честно говоря, продажи – это всегда стресс. Потом грянул кризис, стало совсем тяжело.

Я пошла на курсы визажистов, чтобы отвлечься. Но так увлеклась, что решила совсем уйти в салон красоты.

Конечно, зарплата уменьшилась, в салонной сфере нет окладов. Но со временем доход стал расти. Самое удивительное: я обнаружила, что работа может не утомлять, даже если поднимаешься в 5 утра и едешь к клиентке, даже если сутки ломаешь голову над образом. Оказывается, дело, не требующее высшего образования, может дать гораздо больше в плане самореализации. Я стала спокойнее, у меня нет жестких планов, у меня больше времени для себя и семьи. По первому образованию я психолог - понимаю, что для женщины такая работа лучше».

Из банка – в парикмахеры

Екатерина Протонина, 27 лет:

«Начинала в рекламном агентстве, потом перешла работать в банк. Все там было непросто: начальство суровое, работа завязана на прямом общении с клиентами. Когда прошло сокращение штата, тем, кого оставили, добавили обязанностей, а зарплату не повысили. Надоели плохое настроение и загруженность. Муж предложил подумать, чем бы я хотела заниматься, чтобы работа стала любимым делом. Тогда я решила осуществить свою давнюю мечту и пошла учиться на стилиста.

Сейчас работаю с невестами и на съемках в фотостудиях. Сама даю себе отпуск, когда надумаю. Работа, конечно, сезонная, загруженность - с апреля по октябрь. В остальные месяцы спад. Мы с мужем обычно путешествуем в это время. Работа в банке была для меня дорогой в никуда, потому что ни о каком развитии речи не шло. А здесь можно бесконечно учиться».

 

Из программистов - в сварщики

Лев Латышев, 24 года:

«Три года работал программистом в крупной компании. Все это время во мне росло раздражение из-за отношения к людям как к условным функциям. Например, пробовался как-то человек лет 40, абсолютный профессионал своего дела. После собеседования начальник сказал, что мужчина не подходит нашей дружной корпоративной команде – слишком стар.

Много было таких моментов. В итоге я понял, что это отношение – не для меня. Устроился разнорабочим на стройку, там взял в первый раз держак с электродом. А потом пошел учиться на сварщика. И вдруг встретил удивительных людей, которые были влюблены в металлы, сплавы, электричество. Честно, я нигде таких не встречал. И главное, учитель, старичок-пенсионер, - ну просто кладезь знаний, нет такого вопроса, на который он не дал бы ответ. Все помогали без всяких задних мыслей. Для меня после офисного змеиного гнезда это было ново.

Сейчас я работаю на сварке, работа ответственная. Сварочное ремесло - это как горизонт, ты к нему идешь, а он отдаляется. Чисто сварщик никому не нужен, надо быть и слесарем, и кузнецом, и электриком. Но зато ты знаешь свое место в жизни, это вселяет уверенность. Еще нравится, что твоей работой потом будут пользоваться миллионы людей».

Из проект-менеджеров – в отделочники

Андрей Борисенков, 34 года:

«Закончил «кулек» (институт культуры - «МР»), работал со студенчества в разных рекламных агентствах, был копирайтером, придумывал акции, вел проекты и т.д. Надоело это все годам к 27, без особых причин, просто «наелся». Стал подумывать о втором высшем образовании, но ни одна из профессий не нравилась. Как-то помогал другу делать ремонт в новой квартире, и его отец (30 лет стажа плиточником) научил меня штукатурить, шпаклевать, класть плитку. Там же освоил гипрочные работы. А на следующий заказ отец друга позвал меня помогать – сначала по выходным, а потом я совсем уволился из агентства.

Месяца три кайфовал: руки работали, голова отдыхала. Доходы были сопоставимы. Но еще через полгода я понял, что скучаю по старой жизни. Ручной труд тоже превратился в рутину. Короче, вернулся назад, посмотрим».

share
print