Истории

В культурной столице православные активисты крушат неугодные выставки искусства

Очередной вопиющий случай нападения православных активистов на выставку искусства произошел в Петербурге. Некий гражданин пришел в Дом Художника, сломал неугодный экспонат и поколотил художника. При этом агрессивные выходки все чаще случаются в городе, который после этого уже сложно называть культурной столицей.

В очередной раз искусство в Петербурге стало жертвой фарисейства. В Доме Художника на Большой Морской улице проходит выставка петербургского художника Алексея Кирьянова «Тедди». Как говорят организаторы, это одна из самых нежных выставок, ведь главные экспонаты – знаменитые мягкие игрушки. Одна из инсталляций представляет из себя медведя, лапы которого прикреплены к двум перекрещенным дощечкам. Это похоже на распятие, однако автор уточняет – это просто две дощечки, прибитые крест накрест. Но мир символов и знаков, впрочем, как толерантности и терпимости далек от тех, кто уверен в своей правоте и силе. На выставку пришел некий мужчина лет сорока-пятидесяти, выставку не оценил, а экспозицию – сломал. Об этом сообщает «Фонтанка».

Сначала борец за одному ему известную добродетель и справедливость требовал экстренной встречи с организатором выставки. Причем аргументировать свои позицию он не попытался. Мужчину задело то, что дощечки похожи на крест, справиться с этим потрясением он не смог. Любопытно, что художник Алексей Кирьянов в этом момент был на выставке и защищал свои работы от вандала, который вознамерился их сломать. «Он не представлялся. Сразу агрессия, сразу на «ты». Я ему — про свободу искусства, а он мне: «Я сейчас тебе такую свободу покажу!» - рассказал «Фонтанке» автор инсталляции Алексей Кирьянов. После этого мужчина сломал неугодный экспонат, между ним и художником завязалась потасовка.

Очевидно, что мужчина преступил закон – разрушил имущество, которое ему не принадлежит, поколотил человека. Для дальнейшего разбирательства дебошира доставили в 28-ой отдел полиции УМВД по Адмиралтейскому району. Пока неизвестно, как квалифицируют стражи порядка его выходку. Однако что-то подсказывает, что реального наказания вроде двух лет тюрьмы, как у девушек из Pussy Riot, мужчина не получит. Опыт показывает, что в Петербурге, который когда-то был Культурной столицей, не принято защищать искусство от агрессоров, которые дискуссии предпочитают кулаки и агрессию. «В церкви подобная композиция действительно была бы неуместна, и я против этого, я православный верующий человек. Но это художественная выставка, совсем другое дело. Есть сложные художественные способы выражения. Если ты делаешь инсталляцию, поднимаешь непростые вопросы нашего бытия, это оказывается слишком сложно для понимания некоторых людей», - сказал художник Кирьянов «Фонтанке».

Случаев, когда люди, ссылаясь на православие, агрессивно вмешиваются в искусство, в Петербурге слишком много. Некие казаки и православные активисты довели актера Леонида Мозгового до отмены спектакля «Лолита». Затем некие активисты написали слово «педофил» на музее Набокова. Из-за анонимных угроз галерист Марат Гельман был вынужден перенести сроки открытия выставки Icons в Петербурге. Список можно продолжать еще долго, и, судя по всему, бесконечно дополнять. Вывод простой: агрессия отдельных представителей православной культуры мешает свободе искусства. При этом конфликт выходит на государственный уровень. Депутат ЗакСа Виталий Милонов посчитал уместным угрожать Марату Гельману. «Если Гельман ее (выставку – прим MR7.ru) сюда привезет, то мы ему все это дело назад упакуем и вышлем из города», – пригрозил Милонов.

После этого депутат ЗакСа Борис Вишневский обратился к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой оградить организаторов Icons от представителей православной общественности и принять меры для обеспечения безопасности организаторов и посетителей. «Хотел бы напомнить, что история мировой, в том числе российской, культуры знает множество случаев, когда произведения искусства, первоначально вызывавшие ожесточенную полемику и не принимавшиеся значительной частью общества, впоследствии обретали мировое признание», - написал парламентарий. И добавил одну очень важную фразу, которую до агрессивных защитников веры пытаются донести люди думающие, чувствующие и понимающие: «Я согласен с тем, что экспонаты этой выставки могут вызывать неоднозначное отношение. Но это нормальное явление в демократическом обществе, где граждане сами решают, посещать им художественную выставку или нет».

share
print