Истории

Если в Петербурге не построят велодорожки - креативный класс сбежит, останутся одни гастарбайтеры

В Смольном решили на неопределенный срок отложить концепцию создания велодорожек в Петербурге, сформированную в прошлом году. В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры говорят, что заняты сейчас другими, более важными проектами. Эксперты рассказали «МР», почему в будущем отсутствие велодорожек приведет к социальной катастрофе.

В 2012 году были разработаны сразу две концепции развития велодорожек. Одна, официальная, созданная московским НИИ автомобильного транспорта, обошлась бы городу в два миллиарда рублей. Вторую предлагала петербургская Открытая лаборатория «Город». Ценник не определен, потому что у лаборатории не было своих экономистов и проектировщиков, которые могли бы составить смету. Но он был бы меньше, поскольку предполагал постепенное, модульное внедрение велосети, а не строительство высококачественных велотрасс сразу во всех районах.

Софья Чилингарова из Открытой лаборатории «Город» напомнила, что внедрять велодорожки в городе задумали еще в 2008 году: «Тогда нарисовали большую плотную сеть велодорожек, со сквозными маршрутами из района в район, но так ее и не приняли. Вернее, соорудили три кусочка. Это был очень большой макет, но получился разве что кусочек дорожки вдоль проспекта Луначарского, который сейчас используется для рекреационного катания. Нет, это тоже неплохо, но при чем тут дорожки как альтернатива городскому транспорту? Это совершенно разные вещи. Какой смысл иметь в огромном городе велодорожку из ниоткуда в никуда? Вторая дорожка - на Крестовском острове, вдоль Гребного канала. Там проезжают один велосипед и две машины в неделю. Зачем она - совершенно непонятно. Третья недавно появилась в Купчино.

Потом московский НИИ АТ представил еще одну концепцию. Ее одобрили. Правда, денег на реализацию, сказали, нет и не будет. Вот и все. Нет тех, кто может выделить деньги, и нет представления о важности проблемы.

Мы нарисовали третью концепцию. Относительно дешевую. В любом случае, при строительстве дорожек обязательно появятся недовольные. Пешеходы, или автомобилисты, или мамы с колясками. Поэтому мне и кажется, что начинать проект надо с малого».

Олег Поченков, директор Центра независимых социологических исследований, пояснил, что для эффективного развития велодвижения нужны, как минимум, кое-какие изменения в законодательстве: «В основном, все упирается в СНИПы и ГОСТы. Вы знаете, что нигде не прописаны нормы: какое расстояние должно быть между велодорожками? Потому что у нас нет велодорожек. Мы-то рассчитывали, что упрощенная концепция, которую разрабатывала лаборатория «Город», начнется с внедрения дорожек во дворах. С освоения уже имеющегося пространства. Но у нас есть строительные нормы, определяющие расстояние между домами и машинами, между домами и пешеходами, а между домами и велосипедистами – нет. Построишь велодорожку – получится, что это сделано за счет пешеходов или машин. Конечно, если все начнут ездить на велосипедах, поток машин, может, и снизится, но когда это будет.

Для комитетов Смольного дорожки - второстепенны, у них позиция: деньги надо экономить, а не разбазаривать. Велосообщество в Петербурге вряд ли скинется на такие вещи. Выход - вовлекать бизнес, муниципальные власти. Начать с мелочей, со снижения поребриков, например. А первый шаг – разметить под велодорожки те места, где они есть фактически. Это часть набережных и тротуаров. Тут вообще никакие расходы не нужны, только на краску».

Илья Гуревич, председатель клуба «Велопитер», разъяснил, что будущее велодорожек стало неочевидным еще в середине прошлого года, как раз после презентации официальной концепции. Потому что сначала заявили о скором расформировании Комитета по транспортно-транзитной политике, потом приняли бюджет на 2013 год, в котором на реализацию концепции не было выделено ни рубля. «И с тех пор нам в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры говорят: идет согласование. Но не скрывают, в общем, что реализацию программы отложили на неопределенный срок, потому что у КРТИ есть какие-то приоритетные задачи.

Между тем, современный креативный класс - айтишники и те, кто работает в хайтеке - в нашем глобальном мире ищут работу не по деньгам, а по удобству жизни. Работать они могут из любой точки, и потом, заработок в Америке или Франции не так уж сильно отличается от заработка в России. Но, помимо денег, есть еще такой критерий: среда обитания. Пока в нашем городе не будет сделана хорошая среда, образованные незаурядные специалисты будут разбегаться от нас по всему миру. И мы получим город с людьми, которые нигде более не нужны. Будут сплошные гастарбайтеры.

Наш клуб «Велопитер» наполовину состоит из людей, живущих в Америке, Канаде, Финляндии. Их уровень жизни не намного выше нашего. Но дети моего голландского приятеля утром садятся на велосипед и едут в школу, а я при своих детях работаю водителем, и это ненормально. Это удар по будущему Петербургу.

Ладно, допустим, в центре велодорожки соорудить негде. Но сколько построили новых кварталов, из которых уехать можно только на машине?! И простоять уйму времени в пробке, чтобы только добраться до метро. Дайте людям условия – и они сами пересядут с машины на велосипед. С начала 2000-х втрое выросла смертность велосипедистов на дорогах. Велосипедистов становится больше, а условия для них – все хуже».

share
print