Истории

Ребятам из московского детдома помогают книги Стругацких

Волонтеры играют с детьми в ролевые игры по мотивам произведений знаменитых фантастов

С десяток подростков из Москвы отправились на далекую планету спасать исследователей джунглей, которые подхватили неизвестную болезнь. Прибывшие спасатели должны правильно поставить диагноз и найти компоненты для лекарств. Это часть игры, в которую с воспитанниками дет­ских домов играют волонтеры. Такие ролевые игры нужны для того, чтобы ребята могли нормально вписаться во взрослую жизнь.

НУЖНЫЕ НАВЫКИ

Ролевые игры объединены в программу «Полдень», которую разработали сотрудники Центра интерактивных образовательных технологий МГУ по своей личной инициативе. И по выходным участники проекта бесплатно работают в двух детских домах Москвы — № 48 и № 12.

У воспитанников дет­ских домов, по наблюдению Владимира Молодых, руководителя программы, подавлена инициатива. Они не привыкли принимать решения и брать на себя ответственность. Они по­стоянно ждут подсказки от взрослых, которую принимают как руководство к действию. Дети из детдомов труднее находят аргументы для убеждения собеседника, они слабо способны донести свои мысли. И игры направлены на развитие необходимых качеств.

ИГРА

Программа рассчитана на воспитанников 8–10-х классов. Сюжет игр основан на произведениях братьев Стругацких. Одна из последних игр прошла 26 января. Учащиеся 9‑го класса детдома № 48 в Москве «организовали» редакцию спортивного журнала. Всех участников поделили на три отдела, сотрудники которых договариваются, когда и сколько текстов они сдают. Отделам надо не отставать от графика, чтоб успеть выпустить журнал. Поначалу всем хочется, чтоб дела шли хорошо только у их отдела.

«Почему вы все голосуете против нас? Почему вы нас так ненавидите?» — обращается к участникам игры Даниил (фамилии детей не разглашаются из‑за тайны персональных данных). «Потому что ты там», — отвечает Катя. «Молчи, жирная», — обрывает ее Даниил. Взаимные упреки и обзывания не прекращаются вплоть до окончания игры.

Результат — журнал не выходит, потому что два отдела перевыполнили план по сдаче текстов, а один отдел от графика отстал. После игры тренеры обсуждают с участниками, почему так получилось. Они объясняют, что отделам, решая свои личные задачи, надо было помнить и об общей — выпуске журнала. Потому что если не будет выполнена эта задача, достижения каждого отдела никому не важны. Некоторые игроки долго отказываются принимать этот вывод.

РЕЗУЛЬТАТ

«После игр дети рассуждают по‑другому, используют способности, о которых не знали. И они уже чувствуют себя увереннее», — замечает Виктор Пушнин, директор детского дома № 48. Это тот эффект, который невозможно получить, обучаясь по учебникам, считает Евгения Гайсина, одна из создателей программы «Полдень». «Когда начинаешь разбираться, почему с тем или иным ребенком (после выхода из детдома) случилась проблема, часто выясняется, что из‑за отсутствия каких‑то навыков. Например, не смог устроиться на работу из‑за неумения вести себя на собеседованиях, начал пить и потерял квартиру (выделенную государством)», — замечает Владимир Молодых.

Подобная работа должна проводиться для того, чтобы ребенок из детдома задумывался о своей будущей жизни, считает Александр Гезалов, бывший воспитанник детдома: «Ребенок будет готов переработать проблему и уметь ее решать, а значит, быть успешным».

«Узнать больше о программе «Полдень» можно на сайте thenoon.ru

share
print