Истории

В Петербурге ищут муниципалов, которые помогут сделать велодорожки людям

Движение «Велосипедизация Санкт-Петербурга» в своей группе в социальной сети «ВКонтакте» объявило о поиске муниципального образования, которое хочет создать у себя сеть велодорожек и велопарковок. На деле, как выяснилось, особых полномочий в этом отношении у муниципалов пока нет - но в ближайшее время могут и появиться. А вот появится ли желание? Как известно, чиновники всем видам транспорта предпочитают личное авто и на чаяния велосипедистов им плевать.

 

«Велосипедизация Санкт-Петербурга ищет муниципалитет, который хочет создать у себя систему велодорожек-велопарковок», - такое объявление появилось в 20-х числах января в группе «ВКонтакте». Активистов вдохновил пример Москвы: муниципалы из Гагаринского района столицы совместно с жителями проведут обсуждения проекта по развитию велоинфраструктуры – и, возможно, соответствующие работы будут профинансированы уже в следующем году.

В Петербурге – порядка 1,5 миллионов велосипедов (примерно столько же – личных автомобилей). Это нас, а не Москву, называют велосипедной столицей России. При этом велоинфраструктура в городе не выдерживает никакой критики. Но на данный момент муниципалы мало чем смогут помочь. Велодорожки – вне сферы их полномочий. С велопарковками сложнее.

«В статью бюджета муниципалитетов «Благоустройство» входит в том числе установка малых архитектурных форм. По идее, можно под этим понимать и велопарковки – наряду со скамейками или детскими площадками, - объясняет депутат МО Екатерингофский Александр Шуршев. – Но на практике многие боятся прокурорских проверок, в ходе которых велопарковки сочтут за нецелевое расходование средств. Я предлагал в своем муниципалитете попробовать поставить несколько велопарковок, но идея не нашла поддержки, так как на деле не очень понятно: относится это к благоустройству или нет. Сейчас велопарковки делают только по инициативе коммерческих структур или органов государственной власти. Парковок, кстати, очень не хватает рядом с госучреждениями: например, я как-то пытался пройти в администрацию Адмиралтейского района с велосипедом – не пустили. Оставить его негде, пришлось уехать». 

Сейчас у муниципалов нет полномочий даже в отношении такой «мелочи», как места для хранения велосипедов. «В западных странах устанавливают специальные блоки, в которых граждане хранят велосипеды. Они очень удобны. Если сравнивать с гаражом, в котором стоит одна машина – то в таком блоке можно поместить более 20 велосипедов, - говорит почетный председатель клуба «ВелоПитер» Илья Гуревич. - И вот мы принесли эти картинки из Европы в один муниципалитет – но выяснилось, что у них нет полномочий. Если блок нужен для жилого дома – должны решать сами жители (и это, в целом, правильно). Со школами, вузами, объектами бизнеса – та же ситуация: это не компетенция МО. Для развития велодвижения на данный момент муниципалы сделать ничего не могут. Разве что популяризировать: например, праздник какой-нибудь провести. Но зачем нам праздники, если сначала надо организовать безопасное движение велосипедистов?»

Депутат Законодательного собрания Борис Вишневский не так давно разработал поправки к закону о полномочиях органов местного самоуправления: предложил включить в компетенцию МО пресловутые велодорожки и парковки на внутридворовых территориях. В течение ближайших двух недель парламентарий намерен поставить этот вопрос на рассмотрение ЗакСа. «Вопрос не политический, могут и поддержать», - выражает осторожный оптимизм Вишневский. Но даже если так – станут ли муниципалы более чуткими к чаяниям велосипедистов? На данный момент ни одного увлеченного двухколесным видом транспорта человека среди глав МО замечено не было.

Пока низы (муниципалы) «не могут» - верхи (районные администрации) «не хотят». Впрочем, Илья Гуревич из «ВелоПитера» готов назвать некоторых глав районов, которые проявили лояльность по веловопросам: Колпинский район, Фрунзенский («А вот когда мы открывали сезон в Курортном районе – казалось бы! – местная администрация готова была разорвать нас на части»). Но есть мнение, что и эта лояльность – лишь на словах.

«Почти год назад я встречался с главой пресс-службы Фрунзенского района Кириллом Смирновым. Он рассказал, что в районе создан Велокомитет, который будет разрабатывать велоконцепцию района. Я попросил пригласить меня на обсуждение этой темы и включить в этот комитет. За прошедшее время меня ни разу не позвали. Из этого можно сделать вывод, что Велокомитет ни разу не собирался. Даже для того, чтобы обсудить актуальнейшую инициативу Бориса Вишневского, - рассказывает Павел Швец, координатор движения «Неизвестное Купчино». - Пока в районе нарисована одна велодорожка поверх старого асфальта и установлена одна велопарковка у станции метро «Волковская». Велодорожки, например, вдоль Софийской улицы или на проспекте Славы ведут из ниоткуда в никуда. Я даже не могу безопасно оставить свой велосипед у здания администрации района. Приходится просить охранников его посторожить. То есть в части развития велодвижения сделано крайне мало».

И откуда бы взяться велоальтруизму, если районные чиновники не получают сигнал «свыше»? Так, Георгий Полтавченко до сих пор не подписал Концепцию развития велодвижения в Петербурге – документ, разработанный в недрах Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (при деятельном участии клуба «ВелоПитер») и рассчитанный на 2013-2015 годы. То есть бюджет на велоинфраструктуру в этом году не выделен – и, соответственно, нет причин ожидать, что где-то (помимо реконструируемых территорий и новостроек) появятся велодорожки.

Впрочем, есть надежда, что губернатор про Концепцию всё же вспомнит. По данным представителя движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга» Оли Терри, Полтавченко может принять участие в большом велопробеге 19 мая: то есть натурально – сесть на велик и проехать по улицам города. Посмотрим, случится ли. «Конечно, чиновникам никакое велодвижение не нужно. Но когда идет народная волна за велоинфраструктуру – они против нее не смогут выстоять. А в этом году в Петербурге будет в разы больше велосипедистов, чем в прошлом», - говорит Оли.

«Я всё жду, когда сменится поколение людей, которые сейчас у власти. Все мы знаем, какое у них было детство: они не использовали велосипед как транспорт. Должны прийти люди, которым сейчас 40 лет – и младше, - считает Илья Гуревич. – Нас (клуб «ВелоПитер» - «МР») с 2008 года приглашают в разные комитеты. Это правильная позиция: если сам не знаешь, как что-то сделать – спроси у сведущего человека. Но мы видим, как чиновники на всё это дело смотрят. Вот несколько лет назад Валентина Матвиенко сказала им сделать велоинфраструктуру: но они же сами на велосипедах не ездят! И вроде бы надо сделать что-то, чтобы потом не ругали. Вот и возникают предложения: а давайте сделаем велодорожку… в парке! Там ведь все равно никто не ходит». 

share
print