Истории

Чем скромнее живет чиновник - тем лучше живет обычный петербуржец

«Мой район» продолжает серию интервью с депутатами Законодательного собрания Петербурга. В проекте «ЗакС-контроль» мы хотим показать, чем конкретно занимается каждый парламентарий и как он выполняет обещания, данные избирателям. На этот раз Ольга Галкина, депутат фракции «Яблоко», рассказывает о кондоматах, зарплатах чиновников и цене мандата.

- Что из обещанного избирателям вы сделали в ЗакСе за год?

- В своей работе изначально я не подхожу под понятие «среднестатистического» депутата. Во-первых, я самый молодой депутат этого созыва. На мне лежит дополнительная ответственность показать и доказать своей работой, что молодежь должна быть представлена во всех органах власти. Да, есть существенный недостаток, связанный с отсутствием опыта в решении некоторых вопросов, но это с лихвой компенсируется энергией и желанием работать. А опыт – это дело наживное. Во-вторых, я депутат-женщина. И я показываю своей работой, что место женщины не только дома на кухне (хотя эти «женские» обязанности и не отменяются), но и то, что женский подход в решении вопросов необходим в работе органов власти. В-третьих, я представляю альтернативу действующей власти. Важно не только огульно критиковать принимаемые действующей властью решения, но и предложить альтернативную программу. 

Первым шагом моей депутатской деятельности был отказ от служебного автомобиля. Далее мы с коллегами по фракции инициировали создание парламентской комиссии по расследованию беспрецедентных нарушений на выборах 4 декабря 2011 года. Также наша фракция предложила принять постановление о проведении всех голосований на заседаниях Законодательного собрания в поименном режиме (обе иницииативы не прошли -«МР»). Принятие этого постановления позволило бы горожанам эффективнее контролировать деятельность своих депутатов, знать, как по какому вопросу они голосуют.

Основным направлением депутатской деятельности является контроль за формированием и расходованием бюджета Санкт-Петербурга. Мной был подготовлен целый ряд поправок к этому документу. В частности, я предлагала сократить расходы на содержание органов власти города, предусмотренные законопроектом о бюджете на будущий год, и направить освободившиеся средства на продление работы метро до часа ночи, или на программу расселения коммунальных квартир. Также мной были предложены несколько законодательных инициатив, связанных с прозрачностью власти. Сейчас в ожидании заключения юридического отдела ЗакСа находится законопроект, полностью меняющий механизм проведения общественных слушаний. На моем сайте galkina.spb.ru проходят общественные обсуждения всех моих законодательных инициатив, работает интернет-приемная.

К сожалению, часто приходится работать не на опережение, а в режиме «скорой помощи» для горожан. Например, прилагаем максимум усилий для сохранения Городской клинической больницы № 31. Также работаем над сохранением Можайского сквера и боремся против уплотнительной застройки в Красном Селе, в прямом смысле слова спасали жителей дома 75, корп. 2 по Ленинскому проспекту. Относительно городских «горячек точек» мною было направлено более 30 депутатских запросов на имя губернатора города, были проведены десятки встреч с гражданами. Наиболее интенсивно я веду работу по двум направлениям - развитие туристской деятельности в Санкт-Петербурге и проблемы молодежи. Активно ведется работа на территории (Красносельский и часть Кировского районов), работает депутатская приемная по адресу ул. Котина, д.2, корп. 1.

- Почему именно к вам обратились из больницы № 31?

- Обращались ко многим депутатам, просто я отреагировала оперативнее. В начале декабря в мой адрес поступило обращение от врачей детского отделения онкологии и гематологии Городской клинической больницы № 31. Они выражали беспокойство в связи с поступившей информацией о возможном закрытии больницы. Для прояснения ситуации я подготовила депутатские запросы на имя губернатора.

  • ERM_4568

    Фото С. Николаев

  • ERM_4664

    Фото С. Николаев

  • ERM_4668

    Фото С. Николаев

  • ERM_4610

    Фото С. Николаев

  • ERM_4663

    Фото С. Николаев

  • ERM_4572

    Фото С. Николаев

  • ERM_4603

    Фото С. Николаев

  • ERM_4695

    Фото С. Николаев

  • ERM_4718

    Фото С. Николаев

  • ERM_4758

    Фото С. Николаев

- Вы говорили о защите Можайского сквера от застройки. Результат достигнут?

- Для поиска компромиссного решения проводились встречи, подготовлены изменения в Генплан по территории Можайского сквера. Точка в решении этого вопроса еще не поставлена.

- Вы писали губернатору о докладе о положении молодёжи в Санкт-Петербурге. В чем была проблема?

- В соответствии с законом правительство города не реже чем один раз в три года готовит доклад о положении молодежи в Санкт-Петербурге, в котором содержатся наиболее важные аспекты жизни и деятельности молодежи в нашем городе. Этот доклад утверждается ЗакСом. Как мне удалось выяснить, последний раз Законодательное собрание принимало решение об утверждении доклада о положении молодежи в 2004 году, утверждая доклад за 2002 год! То есть закон есть, но он не выполняется. Даже губернатором! Позор! Вместо этого губернатор поручил Комитету по молодежной политике внести изменению в эту норму закона.

- Вы почти 10 лет работали в сфере туризма. Какие, на ваш взгляд, основные проблемы в этой сфере в Петербурге?

- Поскольку туристская сфера многосегментна, то и проблем хватает: и с аккредитацией гидов, и с маломерными судами, и с гостиницами, и с транспортным обслуживанием, и с вопросами безопасности, и с кадрами… список проблем можно продолжать еще долго. По моей инициативе для решения этих проблем в городе создан Комитет по развитию туризма. Решать проблемы нужно путем диалога законодательной и исполнительной власти и экспертного сообщества. Необходимо развивать внутренний и социальный туризм.

- Ваша фраза про открытость власти, начинающаяся с мэра на велосипеде, подкреплена личным опытом?

- Власть должна быть максимально близка к народу, должна знать те проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются петербуржцы. Первым шагом в этом направлении был бы отказ чиновников от служебного транспорта. А так - будут они ходить пешком, ездить на велосипеде или общественным транспортом, или за рулем своего автомобиля – это уже не столь важно. К сожалению, я не активный велосипедист, но считаю этот вид транспорта перспективным для многих петербуржцев. Готовлю пилотные проекты по развитию велодвижения для нескольких районов города.

- Вы предлагали отбить часть расходов на метро путем сокращения расходов на ЗакС и Смольный – от каких именно расходов следовало бы отказаться?

- В первую очередь, отказаться от служебного транспорта. На транспорт для одного депутата в месяц выделяется в среднем 150 тысяч рублей. В случае отказа 50 тысяч возмещаются на помощников, чистая экономия – 100 тысяч рублей. Второе – можно было бы отказаться от части зарплаты - например, в пользу детей-сирот.

- Средняя зарплата в Петербурге около 34 тысяч рублей, у чиновников и депутатов она выше?

- Гораздо. Я слышала мнение коллег по ЗакСу о моей инициативе – многие из них, особенно представители «Единой России», негодовали, ну, и восприняли это скорее в шутку, нежели серьезно.

- Сами вы бы смогли жить на такую зарплату?

- Я жила на такую зарплату, когда была предпринимателем в сфере туризма. Чем ближе были бы чиновники по уровню жизни к среднестатистическому петербуржцу, тем, я вас уверяю, быстрее повысился бы и уровень жизни среднестатистического петербуржца.

- С установкой аппаратов с презервативами в студенческих общежитиях вас не поддержали коллеги, зато поддержал губернатор. Почему так вышло, по-вашему?

- Видимо, в силу разных обстоятельств, большинство депутатов вопросы, связанные с безопасным сексом, не волнуют. А для молодежи это актуально: по данным за 2011 год, Санкт-Петербург входит в двадцатку регионов, лидирующих по количеству новых случаев заражения ВИЧ на 100 тысяч населения, и находится на шестом месте среди наиболее пораженных субъектов РФ. В России ВИЧ-инфекция поражает преимущественно молодое население: за весь период наблюдения у 66% эта инфекция была диагностирована в возрасте до 30 лет.

- Известно ли, кто и где будет устанавливать кондоматы? Возникала ли раньше у кого-то подобная идея?

- Сейчас разрабатывается проект программы по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции на 2013-2015 годы. В рамках программы запланировано приобретение 50 тысяч презервативов в год для распространения среди женщин, находящихся на диспансерном наблюдении по этому заболеванию, в группах рискованного поведения. Специалисты Центра СПИД поддерживают идею установки кондоматов в студенческих городках и общежитиях, местах массового скопления молодёжи с целью снижения риска передачи ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся половым путем. Бесплатная раздача презервативов не входит в противоречие с этическими нормами поведения молодых людей и спасает многих из них от ВИЧ-инфекции и других инфекционных заболеваний. Валентина Матвиенко еще в 2009 году предложила бесплатно раздавать презервативы в общественных местах. А в 2010 году Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга поддержал инициативу «Молодёжного Яблока» об установке автоматов по продаже презервативов в студенческих городках и общежитиях. Однако и то и другое так и не было реализовано. Сейчас будем контролировать эту ситуацию.

- Отсели ли вы от части своей фракции, которая осталась в «Яблоке»? Общаетесь с ними?

- Да, мы втроем отсели, сидим теперь перед фракцией «Справедливая Россия». Фракция «Яблоко» сейчас разбита на две части, наша часть – Резник, я и Нотяг, и та часть – Явлинский, Кобринский, Вишневский. Общаемся мы только по сугубо рабочим вопросам, и в основном с Вишневским, потому что, несмотря на все наши внутрипартийные дела, он очень много делает для города и петербуржцев. Он один из немногих, кто вел себя предельно корректно во всей этой непростой ситуации.

Общие запросы мы подписываем, потому что было бы неправильно, если бы наша внутрипартийная ситуация как-то отразилась на деятельности ЗакСобрания. Мы ответственны перед петербуржцами, которые нас избирали.

- Считаете ли вы себя виноватой в произошедшем конфликте в «Яблоке»?

- Нет, виноватой себя я не считаю, хотя понимаю – как в любом конфликте, виноваты все стороны. Ответственность с себя не снимаю, но считаю, что в данной ситуации я сделала все, что могла, для того, чтобы своевременно предотвратить этот конфликт. Ситуация с мандатом не является первопричиной, ей является желание федерального руководства (которое совпадает с интересами команды Амосова) отстранить Резника лично и всю его команду от деятельности партии.

Эта ситуация началась не после избирательной кампании, а перед ней. Решение о формировании списка партии «Яблоко» и о формировании первой тройки было принято за долгое время до начала избирательной кампании. Было решено провести опрос среди петербуржцев, который выявит наиболее популярных лидеров петербургского отделения партии, которые возглавят первую «тройку». Участие в этом опросе могли принять все, и Григорию Алексеевичу тоже было сделано подобное предложение – он отказался. В итоге первое место с большим отрывом занял Максим Резник, второе – Михаил Амосов и третье – Борис Вишневский и Наталья Евдокимова.

Мы готовились к избирательной кампании, но где-то за сутки до проведения конференции по выдвижению списка по инициативе Михаила Амосова было созвано заседание бюро. На нем он сказал, что ездил в Москву и ситуация изменилась – они с Явлинским приняли решение, что список должен возглавить один Явлинский, остальные кандидаты пойдут по территориям, иначе на избирательную кампанию ни копейки выделено не будет. Просто не оставалось времени, чтобы проработать иные варианты, поэтому Резник принял эту ситуацию, и список возглавил Явлинский, а все остальные пошли по территориям.

Резник работал на общегородском пространстве, к территории никогда не был привязан, в отличие от всех остальных – в частности, от Амосова. После этого решения я подошла к Резнику и предложила ему свою территорию на Васильевском острове, где работала около 10 лет, была муниципальным депутатом, заместителем главы округа «Морской». У меня был сформирован предвыборный штаб, но я сказала Максиму, что откажусь от этой территории в его пользу, сама не буду участвовать в избирательной кампании, буду возглавлять его штаб. То же самое я сказала руководителю штаба Николаю Рыбакову, который меня уговорил остаться в качестве кандидата по любой свободной территории.

- То есть вы были техническим кандидатом?

- Да.

- Вы согласны с тем, что вам были приписаны голоса?

- Безусловно. Фальсификации были произведены без моего участия. Я была не в курсе, узнала об этом тогда же, когда и мои коллеги. Я считаю, что во многом это связано с внутрипартийным конфликтом в «Единой России». С другой стороны, возможно, было желание партии власти нанести какой-то раскол в ряды петербургского «Яблока».

- Значит, это принципиальная позиция – не сдавать мандат?

- Принципиальная позиция – не сдавать мандат именно в пользу Амосова, потому что условия были поставлены именно так. Поскольку я считаю, что Михаил Иванович повел себя крайне некрасиво, по большому счету - предал петербургское «Яблоко» своим поведением перед избирательной кампанией.

- Если бы вам предложили по-другому, вы бы подумали?

- Да, конечно.

- Вам предлагались какие-то компромиссы в обмен на мандат?

- За мой мандат мне предлагалась весьма крупная сумма денег. С финансовой точки зрения я бы больше выиграла, если бы сдала мандат.

- Кто вам предлагал деньги?

- Вопрос о финансовом вознаграждении у меня обсуждался с Явлинским, но сумма была названа другим человеком. На тот момент перед аппаратом петербургского «Яблока» была большая задолженность по заработной плате. Меня удивило, что ради Амосова - человека, который в последнее время не очень активно работал в партии -  можно заплатить такую сумму, а погасить долги перед людьми, которые действительно работали на благо петербургского «Яблока», благодаря чьим усилиям «Яблоко» прошло в петербургский парламент... Странные приоритеты.

- Сумму можно назвать?

- Она очень большая.

- Больше миллиона?

- Только не в рублевом эквиваленте.

(«Ни мне ни Григорию Явлинскому о таких переговорах не известно. Не знаю, кто и что предлагал Ольге за фальсифицированный мандат. Но если бы она сдала этот нечестный мандат, то он бы перешел либо к Александру Беляеву, либо к Николаю Артеменко. Так что говорить о том, что мандат перешел бы Амосову - это неправда», - сообщил «МР» Николай Рыбаков, член федерального бюро партии «ЯБЛОКО», руководитель штаба партии на выборах в Законодательное собрание).

- Ваши отношения с Резником эта ситуация подкосила или сплотила?

- Мы и до всей этой истории были с ним близкими друзьями, сейчас ими остаемся, но не по всем вопросам имеем единую точку зрения. В частности, в истории с мандатами Резник считал, что, наверное, правильно было бы сдать мандаты для урегулирования конфликта.

- Он не обиделся на вас за другое решение?

- Мы очень долго и жестко дискутировали, но стараемся разделять дружбу и какие-то рабочие моменты.

- Вы переживали, когда его исключили из партии?

- Да, безусловно. Когда его и других наших коллег исключали из «Яблока», я переживала это острее, чем свою ситуацию.

- Если бы вам еще раз, как год назад, представился выбор: сдать мандаты или оставить все как есть, вы бы также поступили? Но при этом вы бы знали о последствиях конфликта.

- Да, безусловно. Моя совесть здесь чиста.

- В то время вы были под неустанным вниманием прессы, кроме того - беременны. Не дрогнули?

- Во-первых, я была уверена в своей правоте. Во-вторых, природа, наверное, делает свое дело, и как-то мне удавалось не принимать близко к сердцу всю эту ситуацию. Я признательна семье, друзьям и коллегам, которые меня поддержали. Да, это крупное потрясение, которое, так или иначе, оставит след на моей репутации.

Конечно, я переживала, потому что одно дело получать критику или клевету от врагов, а другое – получать то же самое от своих коллег и друзей. Но я понимала, что нельзя, потому что ответственна и перед тем человеком, который находится внутри меня.

- Вы не хотели посидеть в декрете?

- Нет, даже если бы не стала депутатом. Я изначально знала, что уходить в декрет не буду – буду пытаться совмещать. Хотя честно скажу, что до рождения дочки мне казалось, что это будет легче делать. Спасибо маме, сестре, мужу, которые очень помогают.

- Без каких депутатов из других фракций в ЗакСе было бы хуже?

- Считаю важной деятельность Алексея Ковалева в вопросах градозащитной политики, мне импонирует Марина Шишкина с ее инициативами, направленными на повышение уровня прозрачности власти. Нельзя не отметить работу Вячеслава Макарова как руководителя парламента.

- Назовите самую острую проблему в городе.

- Отсутствие прозрачности в принятии решений исполнительной властью.

share
print