Истории

В Петербурге построят 37 плохих дорог

Некоторые чиновники перед Новым годом повели себя еще более странно, чем обычно. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, например, взял и разместил на сайте госзакупок 37 заказов на ремонт и строительство дорог общей стоимостью 25 млрд рублей. И в большинстве случаев даже не удосужился прописать, о каких дорогах идет речь и как их нужно ремонтировать. Участники рынка после каникул недоумевают: что с этим делать. Общественники предполагают возможные схемы хищения денег. Петербуржцам же ничего не останется, как ездить по дорогам, отремонтированным абы как.

Поясним: по закону госзакупки должны сопровождаться технической документацией. Например, летом-осенью 2012 года один из муниципалитетов Петербурга прописал, какой орнамент должен быть у шоколадных конфет, предназначенных в подарок ветеранам. Дорожники решили не усложнять себе жизнь и обошлись двумя параметрами: датой конкурса и его ценой. Формально ничего не мешает отремонтировать дороги, используя, скажем, тот же шоколад: нигде не оговорено, из чего должны быть сделаны трассы.

«Ни информационных карт торгов, ни технических заданий (кстати, предметом некоторых аукционов является капитальное строительство и реконструкция, для выполнения которых требуется подробная проектно-сметная документация), ни проектов государственных контрактов, ни расчетов цен торгов – ничего не публикует на сайте заказчик!», – недоумевает в ЖЖ юрист проекта «Роспил» Анатолий Шашкин. Заказы висят уже полмесяца – желающих работать по ним не нашлось. В числе лотов – строительство магистрали М-49 на участке от Приморского шоссе до развязки с ЗСД и «выполнение работ» практически во всех районах Петербурга. Без указания адресов.

Еще в декабре кто-то неизвестный запросил через сайт госзакупок проектную документацию одного из 37 заказов. В ответ чиновники сослались на норму, позволяющую вносить изменения в документы не позднее пяти дней до окончания подачи заявок. При этом срок подачи должен быть продлен до 15 дней. Отметим, речь идет именно об изменении документов. А Комитет по развитию транспортной инфраструктуры не предоставил вообще никаких документов. Что делать в таком случае, закон не уточняет.

«Отсутствие проектной документации – прямое нарушение 94 федерального закона, – говорит руководитель проекта «Муниципальная пила» Дмитрий Сухарев. – Могу предположить такую схему: часть игроков уже получила документы, имеет больше шансов подготовиться к конкурсу. Остальные получат информацию в последний момент. При таких суммах нужна долгосрочная подготовка как со стороны подрядчика, так и чиновников. Готовиться за 15 дней – это форменное издевательство».

«Роспил» совместно с «Муниципальной пилой» отправили в Федеральную антимонопольную службу 29 жалоб из 37. Оставшаяся часть (по открытым аукционам) будет направлена во вторник, 15 января.

Несоблюдение формальностей – одна из причин, почему в Петербурге дороги неподобающего качества, считает эксперт движения автомобилистов «Свобода выбора» Дмитрий Попов: «Эти конкурсы должна проверять прокуратура. Откуда чиновники знают, сколько стоит ремонт, если не посчитали его в проекте? Если посчитали, то почему не выложили на сайт госзакупок? Предполагаю, это «латочный» (от слова «латать»; в местах, где трещины – прим. «МР») или текущий ремонт дорог, который уже произведен. Получается суперлазейка для списания денег. А нам потом это хлебать».

«Качественное покрытие должно быть просчитано от и до: уплотнение грунта, уплотнение асфальта, качество асфальта, коэффициент неровностей, площадь неровностей, – продолжает Дмитрий Попов. – Многие конторы держат лаборатории, способные это измерить. А чиновник говорит: хочу чего-то, не знаю чего. И на выходе получается неизвестно что. Подозреваю здесь рукарукумойство: ушлый в юридических делах подрядчик за дерьмовый однослойный асфальт потребует как за полноценный хайвей. А нам нужно, условно, фрезерование при «латочном» ремонте в три слоя».

Все 37 заказов утверждены новым председателем Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрием Бурениным. В декабре он сменил на этом посту Бориса Мурашева. Дмитрий Алексеевич возглавлял Контрольно-счетную палату Петербурга (2001-2004) и Комитет финансового контроля (2004-2008). По иронии судьбы, в его обязанности входило контролировать вышеописанные схемы.

В 2011 году КРТИ дважды попадал в поле зрения контролирующих органов и журналистов. В мае выяснилось, что субподрядчиком строительства дорог и мостов была фирма, принадлежавшая брату Бориса Мурашева Владиславу. В июле прокуратура заявила, что ремонт дорог в Петербурге проходит с нарушением закона (без проведения аукционов среди подрядчиков), и предъявила Комитету 80 исковых заявлений. Еще одна проверка, в декабре 2012 года, обнаружила ущерб городу на 200 млн. При этом Комитет регулярно выкладывает закупки без проектной документации. Но не в таком количестве, как в декабре.

share
print