Истории

Библиотеки раскритиковали в пух и прах: миллионы долларов на пустые читальные залы

Работников районных библиотек Петербурга ждет переаттестация, а сами учреждения – полное переоснащение. Они должны стать похожими на популярные ныне коворкинги – места, где можно поработать с книгой и компьютером, куда не стыдно привести девушку на чашку кофе. Реформа начинается с обструкции библиотечных работников, которые «отстали от жизни» и опираются на «костыли» политических преференций. Как будет выглядеть библиотека будущего?

Министр культуры Владимир Мединский на прошлой неделе заявил, что городские и районные библиотеки утратили актуальность в качестве книгохранилищ и нуждаются в реформе. Они переформатируются в «интернет-образовательные центры досугового плана, куда люди смогут приходить, чтобы пообщаться, спокойно поработать и пройти электронный курс». «В ведении министерства находятся несколько крупных библиотек – Ленинка, Иностранной литературы, Салтыкова-Щедрина и другие. Они будут существовать в веках как кладези знаний. Но книгохранилища – объективно их перспектива невелика», – обескуражил министр библиотечных работников. Планы на беззаботную пенсию оказались под угрозой.

То, что соотношение коэффициента полезного действия к занимаемой площади районных библиотек уступает Жилкомсервисам, полиции и избирательным комиссиям – учреждениям, которые в России принято критиковать по любому поводу – известно давно, однако Мединский первый отважился потеребить тонкое душевное устройство библиотекарей.

Разнос районных библиотек продолжился в Петербурге на публичных дебатах, которые состоялись во вторник, 9 октября, в книжном магазине «Подписные издания». Представители проекта «Открытая библиотека» выступают за превращение библиотек в коворкинги – именно то, что так громоздко сформулировал министр культуры. Они считают, что в библиотеках должны подавать кофе. Выглядеть библиотеки должны так, чтобы «девушке можно было назначить там свидание».

Библиотекам предъявили эстетические (неприятный запах, старые занавески) и философские претензии. Как рассказала женщина, работник библиотеки: «Мой ребенок считает, что напечатанная книжка – мертвая». Но основная претензия к библиотекам: они занимаются просвещением хуже, а требуют – больше, чем волонтеры и бизнес. По подсчетам участника «Открытой библиотеки», телеведущего Николая Солодникова, только на библиотеки Центрального района Петербурга ежегодно выделяется 4-5 млн долларов.

«Публичные библиотеки окончательно устарели и, наверное, не имеют права на существование, – считает Николай Солодников. – Библиотеки представляют собой мнимых больных, которые в советское время получили «костыли» в виде культурного и политического покровительства власти. Этим покровительством они козыряют в 2012 году. Заявляют, что их трогать нельзя - это последний оплот культуры. Мы же видим, что районные библиотеки пусты, в них людей нет. Но бюджетные деньги они пожирают. На сегодняшний день у библиотек колоссальное преимущество над платными коворкингами – они предоставляют помещение бесплатно. Мы предлагаем сделать библиотеки актуальным пространством, которое отвечает на запросы сегодняшнего молодого и не совсем молодого человека».

Реализовать свою философию участники «Открытой библиотеки» имели возможность летом в пространстве «Новая Голландия». Там, на открытом воздухе, можно было читать книги хоть с девушками, хоть с бутербродами. Участники дебатов сформировали программу-минимум для районных библиотек:

1. Они должны стать местом встреч, в том числе с писателями, местными чиновниками, участковыми врачами и полицейскими. 2. Должны проводить образовательные семинары и тренинги для людей всех возрастов («ивенты»). 3. Должны идти в ногу с техническим прогрессом (бесплатный «вай-фай», проекторы). 4. Должны интегрироваться в городское пространство – парки, улицы, кафе и даже транспорт.

Некоторые пункты программы реализуются в библиотеках, подчиненных Министерству культуры и правительству Петербурга. Заведующий научно-методическим отделом «Российской национальной библиотеки» Сергей Басов пообещал, что в 2013 году в РНБ появится «вай-фай». Сейчас интернет, причем платный, доступен в отдельном помещении с тормозящими компьютерами. Также (внимание, студенты!) Сергей Басов разрешил фотографировать книги в читальных залах, если это не ветхие старинные экземпляры. Официально камеры нельзя даже проносить в библиотеку: «Если возникнут проблемы с охраной, ссылайтесь на Сергея Александровича. Мы не имеем право это запрещать, нарушаем закон».

Согласно отчету правительства Петербурга о выполнении социально-экономических задач, посещаемость библиотек в 2010 году увеличилась на 3,6%. Данные за 2011 год в отчете не приведены. Около 30% населения Санкт-Петербурга являются постоянными посетителями библиотек. В городе действуют 1100 библиотек, из которых две - федерального подчинения, одна - Академии наук и около 200 – местного подчинения. Еще 900 библиотек работают в учреждениях и организациях. Объем книжного фонда Петербурга – 52 млн экземпляров. В системе работают (пока) 4,2 тысячи сотрудников.
 

share
print