Истории

Проблему с VIP-парковками в Петербурге не могут решить даже депутаты

В Петербурге вновь расцвела проблема несанкционированной парковки: самозахват проезжей части у входов в рестораны, магазины, банки и гостиницы. Это едва ли не единственное правонарушение, о котором знают все, поймать виновников не представляет никакого труда, штрафы можно собирать большие – и... никто этим не занимается. Почему – в этом разбирался сначала депутат ЗакСа, а потом «Мой район».

Депутат Алексей Макаров летом написал запрос губернатору Полтавченко: он поинтересовался, как в городе наказывают организаторов несанкционированной парковки. Выяснилось, что за весь 2012 год полицейские составили 32 протокола о незаконной стоянке, причем, в основном, данные приходили из Московского района – там выявлено 27 нарушителей. На втором месте оказался Выборгский (17 нарушений), а в Центральном зарегистрировано только одно. Нарушителей получается больше, чем выписанных протоколов, потому что на первый раз многих «приговаривают» к предупреждению.

Таков результат работы сотен сотрудников ГИБДД, ежедневно наблюдающих очевидное нарушение, которое виновные даже не пытаются скрывать.

Депутатам, должно быть, особенно обидно. Они разработали Закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», 29-я статья которого четко предписывает наказывать за самовольную установку и использование ограждений  барьеров для обозначения парковочных мест. И этот закон не соблюдается, хотя прошло уже полтора года. Штрафы для физических лиц, пытающихся организовать уютное гнездышко для своего автомобиля с помощью установленного во дворе блокиратора, - от тысячи до пяти. Для юридического лица, которое захватывает проезжую часть и ставит там оранжевый конус, – от 20 до 50 тысяч рублей. Честные автомобилисты закона давно ждали. Тем более, что соответствующее правило – о запрете занимать не принадлежащее тебе пространство – существовало еще с 2003 года, правда, в другой форме (и, кстати, тоже не выполнялось). Петербуржцы надеялись, что с его апгрейдом порядка в городе станет больше. Увы.

Вне закона оказались столбики с цепочками и поднимающиеся-опускающиеся скобы на замочках. Оранжевые конусы и барьеры с надписями «только для клиентов ресторана АВС». И даже соответствующие объявления на стенах. В уязвимом положении оказались директора супермаркетов, расположенных в центре города: продукты-то им подвозят круглые сутки, а машинам надо где-то разгружаться. Но и они нашли выход: начали ставить у служебного входа магазинные тележки: где-то на проезжей части, а где-то на тротуаре. Если полиция поймает за этим делом, можно легко выкрутиться, сказав, что тележка укатилась сама. Горожане все видят и понимают, но, как правило, не раздражаются. Гораздо больше раздражают пустоты на проезжей части, которая вообще-то принадлежит всем петербуржцам в равной степени.

«Получив ответ от губернатора, который в свою очередь мне переозвучил полученные от полиции данные, я просто прогулялся по центру города и посмотрел: верно ли, что в центре почти нет нарушений по сравнению со спальными районами, - рассказал Алексей Макаров. – Сыграл, так сказать, в Капитана Очевидность. За полчаса сфотографировал незаконные парковки на Караванной улице, у домов 2 и 8 (у ресторанов «Хутор Водограй» и «Корова Бар»), на Итальянской – у домов 8, 17-19 и 23, на Михайловской – у домов 2 и 4, и по другим адресам. Симптоматично, что незаконная парковка существует и перед зданием Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями на Большой Морской улице, 31. Пришлось писать второй запрос и просить разъяснить, какие меры принимаются органами госвласти, чтобы выявить парковки и пресечь их деятельность. Очевидно, какие-то другие, отличающиеся от штрафа, если эти конусы никуда не исчезают».

Если составить черный список узурпаторов, то на первом месте окажутся владельцы ресторанов. На втором – магазинов. Третье место - у гостиниц (большинство из них все-таки владеет собственной небольшой территорией, так что злоупотребляют единицы), а на четвертом – увы и ах – оказались комитеты Смольного. Не только молодежный, но и другие, расположенные на Караванной, Садовой и других улицах. Если добавить к депутатским находкам собственные наблюдения «Моего района» на прилегающих к Невскому улицах, то соотношение выходит таким: ресторанов – 11, магазинов – 5, гостиниц – 2, комитетов 3 (имеются в виду Комздрав, Комитет по земельным ресурсам и Комитет по молодежной политике). Гостиницы, если и злоупотребляют, то в других районах.

Когда заходит речь о ведомственной парковке, например, только для полицейских машин, никаких проблем с обеспечением не возникает: дорожный знак «парковка только для…» можно установить на совершенно законных основаниях. Беда в том, что подобные знаки существуют только у силовиков. Это логично: в суд или полицию иногда приезжают автозаки, которым, конечно, нужно место у самых дверей, чтобы не тащить задержанного по всей улице. С чиновником ситуация иная: чиновник может пройти две сотни метров и не заболеет. Но так думают все, кроме чиновника.

«Когда я увидел, сколько нарушений со стороны работников комитетов, я понял, почему у нас этот закон не работает, - говорит депутат. - Заметьте, штрафы выписываются только в спальных районах. А много вы знаете там ресторанов, которые испытывают острую нехватку парковочных мест? Мало. Получается, что штрафуют обычных водителей – физических лиц, которые установили у себя во дворе блокиратор, а к ресторанам и отелям даже не суются. Да, я знаю, есть объекты, которым нужно одно парковочное место чисто из соображений безопасности. Например, валютные пункты, куда иногда привозят крупные суммы, и машину, их перевозящую, конечно, нужно поставить у самых дверей. Ну так давайте издадим закон, который предписывает открывать валютники только там, где есть возможность организовать одно паркоместо на официально арендуемой территории».

Закон, запрещающий кому бы то ни было арендовать куски тротуара, был выпущен в 2011 году. Арендовать проезжую часть запрещалось и до этого. Поэтому любой, абсолютно любой ЧОПовец, будь он в ливрее или в трениках, нарушает закон, если пытается воспрепятствовать парковке «чужой» машины на «его» стоянке. «Они про это знают, - говорит депутат, – и теперь действуют не нагло, как раньше, а бьют на жалость. Если вы тут запаркуетесь - говорят: меня уволят с работы, а надо кормить детей и т.п. Решайте сами, как реагировать на такие заявления. Но знайте: даже если вам продемонстрируют официальный документ о том, что паркоместо принадлежит ресторану, а не городу – это фальшивка». Барьеры с табличкой «парковка для», каким бы фабричным способом они не были сделаны, впору приравнивать к экстремистским листовкам. Жаль, что саму организацию, захватившую кусок пространства, вряд ли удастся привлечь к ответственности: в лучшем случае, все объявят произволом самого охранника.

Автомобильный эксперт Дмитрий Попов вакханалию в центре объясняет очень просто: коррупционные связи рестораторов оказались прочнее, чем влияние Комитета по благоустройству и полицейских. «Слабых игроков с этого рынка уже выжили. Неужели вы думаете, что если у бизнесмена хватило сил оставить за собой ресторан, скажем, на Большой Морской и не отдать его рейдерам, то у него не найдется ресурсов, чтобы противостоять каким-то автомобилистам, что вздумают пожаловаться на самозахват земли? Да он сделает два звонка чиновникам, которые у него обедают, – и больше ни один мелкий сотрудник администрации, вздумавший устроить рейд, его не побеспокоит. Это первая причина, почему с проблемой не борются. Вторая – у нас до сих пор не расписаны полномочия и обязанности, кто должен заниматься конкретно этой проблемой, какое полицейское подразделение. Сам давно выступаю за создание парковочной полиции, которая работала бы за процент от штрафов. Тогда она бы быстро навела порядок и среди автолюбителей, и среди захватчиков».

share
print