Истории

Одно машиноместо на семь автомобилей, или как быстро исчезнут газоны в Петербурге

Законодательное собрание Петербурга сегодня, 26 сентября, рассматривает поправки к региональному закону об административных правонарушениях – в том числе изрядно напугавшее многих горожан предложение Георгия Полтавченко заменить нижнюю планку наказания для паркующихся на газонах автомобилистов с 1 тысячи рублей до простого предупреждения. «Мой район» рассчитал, с какой скоростью в Петербурге начнут исчезать газоны – буде поправку и правда примут.

Нет, штрафы за парковку на газонах, от 1 до 5 тысяч рублей (статья 32 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях»), не упраздняются, как успели подумать некоторые горожане: просто в случае принятия «поправки Полтавченко» практически в 100% случаев автомобилисты будут отделываться простым предупреждением – такое мнение корреспонденту «МР» ранее высказал депутат-«яблочник» Александр Кобринский.

Сам губернатор Георгий Полтавченко накануне прокомментировал свою поправку: он уточнил, что она «ни в коей мере не узаконивает парковку на газонах»: предупреждать будут лишь тех граждан, что совершили правонарушение впервые, рецидивистов же станут нещадно штрафовать.

Как быстро умирает газон?

По мнению активистов проекта «Красивый Петербург», автомобилисты, скорее всего, всё равно воспримут поправку как руководство к действию: мол, «губернатор разрешил парковаться на газонах!» - не вдаваясь во все детали закона. «Статистики нет, но некоторые говорят, что уже сейчас стали больше машин ставить на газонах», - говорит представитель «Красивого Петербурга» Стив Каддинс, который недавно опубликовал в ЖЖ-сообществе движения комментарии к предложенной губернатором поправке.  

«За парковку на газонах, особенно тех, которые располагаются на внутридворовых территориях, и так редко наказывают. На бульварах в городе ГИБДД еще следит. А гибнут, в основном, те газоны, которые находятся около домов», - подтверждает руководитель Северо-Западного отделения «Зеленого креста» Юрий Шевчук.

По подсчетам эколога, газон, на котором регулярно паркуются автомобилисты, не сможет прожить и полугода. «От коротких остановок вреда мало: масло не успевает натечь, почву не успевает придавить протекторами шины. Но около домов, где жители паркуют машины постоянно (на 10-12 часов в сутки), газоны в течение полугода необходимо восстанавливать», - говорит Юрий Шевчук.

Директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов дает на процесс тотального превращения газонов в парковки два года: «Снижение санкции за парковку на газонах при том, что будут усилены санкции за остановки на улично-дорожной сети, приведет к тому, что машины начнут перебираться на газоны. Далее газоны будут уничтожаться и этим станут обосновывать необходимость организации там парковочных мест».

По словам Карпова, в городе нет четкой, систематизированной статистики по количеству и качеству газонов: если насаждения общего пользования прописаны в ЗНОПах – то аналогичный реестр по газонам градозащитникам в свое время «пролоббировать» не удалось. Так что все опрошенные «МР» эксперты высказали лишь общее впечатление, что «в центре газонов мало, а в спальных районах – много».

«Сейчас многие дома создали товарищества собственников жилья. Территория, на которых расположены газоны, не относится к компетенции ТСЖ, но я знаю, что многие товарищества нанимают дворников, которые следят за газонами. Если бы внутридворовые газоны «привязали» к ТСЖ, стало бы гораздо проще: кроме как собственникам они никому, по сути, не нужны», - считает руководитель экологической организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов.

Соотношение автомобилей и машиномест в Петербурге

По мнению генерального директора городского «Автоклуба А24» Дениса Шубина, предложенная Полтавченко поправка свидетельствует о том, что городская администрация признала: в части организации парковок она, администрация, ничего не сделала. «Губернатор понимает, что люди ставят машины на газоны просто потому, что больше некуда», - говорит эксперт, уточняя, что «это не извиняет автовладельцев».

Активисты «Красивого Петербурга» решили провести собственное исследование на предмет парковки на газонах. «В разное время дня мы делаем фотографии одних и тех же мест и смотрим, как перемещаются автомобили, - говорит Стив Каддинс. – Зачастую люди не пользуются машинами регулярно, и автомобили длительное время стоят на одних и тех же местах. Из-за этого тем автовладельцам, которые ездят регулярно, некуда ставить свои машины. И они используют газоны. Хотя вообще-то это их проблема: некуда ставить машину – не покупай её, ратуй за развитие общественного транспорта».

Официальная цифра количества автомобилей в Петербурге варьируется между 1,5 и 1,7 млн; между тем, по подсчетам Дениса Шубина, в городе уже не меньше 2 млн машин («Цифру 1,6 млнГИБДД называло еще пять лет назад, за это время автопарк явно не уменьшился»). По мнению эксперта, еще 300 тысяч автомобилей – и в Петербурге повторится московский сценарий, в худшем его варианте: «В Москве – радиальные магистрали, а у нас одна кольцевая, и то не всегда можно ею воспользоваться».

Что же касается количества парковочных мест, то на одном из заседаний в Смольном в этом году была названа такая цифра: 674 тысячи машиномест в паркингах уже есть, в обозримом будущем будет построено еще полмиллиона. Эта цифра, однако, кардинально расходится с данными ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей»: не более 270 тысяч машиномест – включая все гаражные и открытые стоянки. «Об эффективности работы администрации можно судить и по динамике ввода перехватывающих парковок. Ни одной за последние полтора года», - добавляет Шубин.

Напомним, ранее в интервью «МР» доцент кафедры организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте СПбГАСУ Елена Ногова сообщала, что, по подсчетам ученых, только 50% автовладельцев используют личный транспорт, чтобы добраться в будни утром до работы.

Вред и польза от газонов

Еще в 1960-е годы одна из основоположниц нового урбанизма Джейн Джекобс в своей книге «Смерть и жизнь больших американских городов» убедительно опровергла миф о парках как «легких», которыми дышит город: у этой романтической идеи нет научного обоснования. Что уж говорить о газонах.

По словам некоторых автомобилистов, неблагоустроенные газоны во дворах – те еще источники грязи. Асфальт на месте таких газонов выглядел бы уместнее, считают автовладельцы. «Любая растительность может быть вредна, так как накапливает пыль, - комментирует руководитель «Зеленого креста» Юрий Шевчук. – Поэтому опасно сжигать листву: дым содержит вредные вещества, в том числе тяжелые металлы. Газоны – аккумулятор свинца, резиновой крошки, асфальтовой пыли, сажи, копоти. Но именно поэтому газоны должны каждый год менять: перекапывать, высаживать новую траву. За любой вещью если не следить – она рано или поздно приносит вред. Автомобиль тот же тоже стареет и начинает выбрасывать вредные вещества».

Среди безусловной пользы, которую приносят газоны, опрошенные «МР» эксперты назвали следующее:

- дернина газонных трав поглощает шум и задерживает пыль;

- газон приятен глазу; появление ухоженного газона во дворе как бы символизирует повышение качества жизни;

- летом газоны хороши как рекреационные места – можно валяться, загорать, читать книжку.

«Срыв травяного покрова приводит к усилению пылевых бурь, от которых город и так страдает каждую весну, - резюмирует руководитель «ЭКОМ» Александр Карпов. - Не говоря уже о грунте и грязи, которую паркующиеся на газонах автомобилисты растаскивают по дворам». 

share
print