Истории

Петербургские сумасшедшие как неизменная часть городской культуры

Около 30 тысяч жителей Петербурга состоят на учете в психиатрических учреждениях. Большинство из них не заперто в «дурдомах»: безобидные и не очень, сумасшедшие живут среди нас. Историк Лев Лурье считает, что «безумцы - естественное достояние Северной столицы». В связи с наступлением сезона обострений, «Мой район» решил поразмышлять, какую роль городские сумасшедшие играют в современной культуре Петербурга.

«Я не знаю, каков процент / Сумасшедших на данный час, / Но если верить глазам и ушам —  / Больше в несколько раз», - спел на закате жизни ленинградец Виктор Робертович Цой. Процент сумасшедших на данный час рассчитать нетрудно: на учете состоят около 30 тысяч человек – на днях родился пятимиллионный житель города; умножаем, делим – получается, что порядка 0,6% горожан официально страдают душевными заболеваниями.

На тему городских сумасшедших меня, признаться, натолкнуло прочтение некоторых комментариев к некоторым статьям на сайте «МР». Помимо «криков души», взвешенных мнений и обыкновенного троллинга (классический ассортимент почти всех интернет-СМИ) стали время от времени попадаться реплики – бессмысленные и беспощадные.

Позвонила в дружественную юридическую консультацию – предположив, что безумцам свойственна тяга к общению, из «слушающих» же профессий в городе основные (не считая психологов) – журналисты и адвокаты. В консультации подтвердили: сумасшедшие наведываются с очевидной регулярностью, выявляются быстро – по бессвязной речи и нежеланию платить за услуги. «Безумцы вообще часто приходят в учреждения, где ведется прием граждан – это и прокуратура, и районные администрации. Мне рассказывали про случай в паспортном столе: туда регулярно приходил мужик, который прямо там рвал паспорт, после чего получал новый – и всё повторялось заново, - рассказывает адвокат. – Нам же сумасшедшие жалуются, в основном, на соседей. Так, один утверждал, что якобы соседи пускают газ в его комнату. Это параноидная шизофрения».

По словам ректора Восточно-Европейского института психоанализа Михаила Решетникова, сумасшедших на улицах Петербурга стало «гораздо больше», нежели раньше. Причина – сокращение госпитального фонда и, в согласии с общемировой тенденцией, ориентация на амбулаторную терапию: «препараты и раз в неделю – это в лучшем случае – встреча с лечащим врачом». При этом безумие – заразно. «Мировая психиатрическая общественность бьет тревогу: вокруг одного больного человека возникают созависимые патологии, так как он либо создает негативный психологический фон, либо заражает негативными эмоциями, переживаниями других людей», - говорит Решетников.

«Если же говорить о Петербурге, то город, с его специфическим климатом, длительной зимой, постоянной влажностью, пасмурностью, обладает удивительной способностью мучить, невротизировать вполне нормальных людей», - добавляет профессор.

Согласно информации Михаила Решетникова, в России на 10 тысяч человек приходится всего лишь 2,7 специалистов в области ментального здоровья. Между тем, по прогнозам врачей, уже к 2020 году число пациентов с психопатологиями превысит количество онкобольных и «сердечников» вместе взятых.   

В Петербурге всего 7 специализированных психиатрических больниц, в том числе  - церковная благотворительная психиатрическая больница Св. Блаженной Ксении Петербургской. Главная петербургская святая, как известно, была юродивой, «несла подвиг добровольного безумия в течение 45 лет», - сообщает современная энциклопедия.

Известный краевед и писатель Лев Лурье в своем эссе «Безумный Петербург» - упоминая и Ксению ту же, и литературных юродивых (князь Мышкин), и «сиятельных идиотов» (принц Александр Ольденбургский) – постулировал, что «Петербург издавна позиционирует себя как город умалишенных». Сумасшедшие в Северной столице, утверждает Лурье, - «естественное достояние», «интегральная часть городской культуры, как парижские клошары или уличные музыканты Нью-Орлеана».

Эссе краеведа завершается воспоминаниями о 1970-х годах в Ленинграде: «К 70-м сумасшедшие вернулись на Невский проспект: господин в поношенной черной тройке с беретом и хризантемой в петлице, меривший проспект быстрым шагом в любую погоду, старушка в старорежимной шляпке с облезлым шпицем, заговаривавшая с прохожими по-французски, ветеран Балтфлота, утверждавший, что опоздал на поезд в Гатчину и потому просивший вспомоществования. Расплодились поклонники таинственного (прежде всего, искатели пришельцев), фанатики рождения детей в воде и моржевания. Ослабевшая власть махнула на них рукой. Толерантность к безумцам обозначала скорую общую толерантность...»

Среди современных юродивых, органично встроившихся в культурную ткань города, можно вспомнить пожилого мужчину с дипломатом, на котором написано то «Тест на зомби», то «Тупость атеистов», а иногда – высказывания святых или математические формулы. Мужчину многие видели на станции «Невский проспект»: по слухам, он ученый-физик, утверждает, будто открыл теорию, связанную с Богом. Еще один классический юродивый – MC Покайся: бородатого парня, читающего христианский рэп и призывающего покаяться, можно встретить в центре Петербурга.  

Звоню Льву Лурье, спрашиваю: в 1970-е безумцы чаще встречались – или всё же сейчас?

- Тогда они чаще встречались, а сейчас вымерли. Безумным в нашем мире не выжить.

- Лев Яковлевич, ну а всякие сумасшедшие события в политической и общественной жизни этого года как-то сказались на количестве и качестве безумцев?

- Высочайший уровень концентрации сумасшедших наблюдается на многолюдных мероприятиях. Безумные вообще любят шествия, демонстрации, пляски. Отсутствие общения - важная проблема для безумца. Ему надо постоянно быть на виду.

- Существует ли такое явление – «городской сумасшедший»? Чем такие отличаются от обычных психов?

- Несомненно, городские сумасшедшие – есть такое явление. Не знаю, правда, чем московские отличаются от петербургских, но вот деревенские дурачки – определенно другого типа люди. Если посетить любое публичное мероприятие в городе – становится ясно, что количество людей, которые задают неадекватные вопросы,  представляет собой некую константу.

- Можно ли говорить, что горожане толерантны к сумасшедшим?

– Большинство просто предпочитает не связываться с ними. А есть же и блаженные, которые не представляют опасности, скорее, украшая тот же Невский проспект.

share
print