Истории

Петербург пешеходный: улица Рубинштейна и другие

«Мой район» впервые публикует экспертную оценку проекта по преобразованию улицы Рубинштейна в пешеходную зону. По мнению опрошенных нами экспертов, пешеходными можно сделать и некоторые другие трассы в Петербурге: например, Большую Конюшенную улицу или Большой проспект Петроградской стороны. Как сами горожане могут повлиять на то, чтобы ту или иную улицу сделали пешеходной?

Улица Рубинштейна - для пешеходов: оценка архитекторов

Петербуржец Игорь Цветков в сентябре составил петицию к губернатору Полтавченко: предлагает сделать улицу Рубинштейна пешеходной. Ориентировочно в конце недели петиция будет направлена в Смольный. К ней прилагается экспертная оценка, которую по просьбе Игоря составил Александр Стругач из архитектурного бюро Simmetria. «Мой район» впервые публикует экспертную оценку с конкретными предложениями по преобразованию улицы Рубинштейна в пешеходную зону:

Краткий перечень перспективных положений по реконструкции ул. Рубинштейна

Кампанию, которую затеял инициативный Цветков, время от времени пытаются представить как «противостояние пешеходов и водителей», однако автор петиции обвинения в «разжигании» отметает: в недавнем интервью «МР» Игорь, наоборот, призывал автомобилистов выдвигать свои предложения. Кстати, опрошенные нами автомобилисты единодушно заявили, что возражений против проекта не имеют: Рубинштейна как «транспортная артерия» большинству рядовых водителей безынтересна.

Есть один нюанс: паркуются на улице имени Выдающегося Композитора, в основном, местные – отнюдь не бедные – жители: чего только стоят одни обитатели Толстовского дома (в разные годы среди них были замечены и Владимир Киселев из ФГУП «Кремль», и Владимир Кехман из JFC). Это их машинами забита Рубинштейна – и это они, по мнению некоторых экспертов, не дадут воплотиться проекту пешеходной зоны.

- Помнишь, в 1990-е годы, когда на Рубинштейна произошло громкое убийство главы КУГИ (имеется в виду убийство вице-губернатора и председателя Комитета по управлению городским имуществом Михаила Маневича на углу Рубинштейна и Невского 18 августа 1997 года – «МР») – тогда же там как раз самое элитное жилье в городе было. Как решить вопрос с парковкой местных жителей? Недалеко есть сквер с памятником Пушкину (имеется в виду сквер на Пушкинской улице – «МР»): если его реконструировать и «поджать», можно сделать там парковку, - говорит эксперт движения автомобилистов «Свобода выбора» Дмитрий Попов.

- А с Пушкиным что делать?

- Пушкин пусть стоит. Также можно поискать места для паркингов на соседних улицах – главное, чтобы они были в пешеходной доступности: например, на Стремянной улице есть заброшенные дома. Можно сделать по примеру Большой Московской улицы: середина – пешеходная, а по краям частично парковки. 

Пешеходные зоны Петербурга: другие адреса

В интервью «МР» Игорь Цветков говорил, что на составление текста петиции и размещение ее на портале Change.org (сбор подписей продолжается) у него ушли считанные минуты. Потом, правда, честно признался, что гражданская кампания «съедает» немало времени – рабочего и личного.

Как бы то ни было, инициатива Игоря совпала с общими настроениями в городе. Сначала в крупных городских ЖЖ-сообществах оппозиционный пользователь na6ludatelb разместил резонансный пост «В Питере идёт наглое наступление на пешеходов»: десятками картинок, сделанными на Сенной площади, Большой Морской улице, Английской набережной и других топонимах центральной части города, петербуржец убедительно проиллюстрировал тезис о том, что «двуногих» все больше вытесняют даже с законного пространства – тротуаров. Вытесняют – кафе и автомобилями, рекламными стендами и «малыми архитектурными формами» (как то глыба дорожного знака на улице Ефимова) – загораживая проход, пробег и даже проползание.

Затем, через несколько недель после старта интернет-кампании по сбору подписей Игоря Цветкова, о пешеходных зонах в Петербурге начали говорить на высоком уровне: Борис Мурашов, председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), сообщил, что в ведомстве разрабатывается программа пешеходных зон до 2020 года. Про улицу Рубинштейна, правда, речь пока не идет. На данный момент общественности известны три потенциальных пункта программы:

- Средний проспект В.О. (предполагается оставить только две полосы для общественного транспорта)

- участок Садовой улицы от Невского до Сенной

- 2-я Советская улица за гостиницей «Октябрьская»

Глава КРТИ также обмолвился о Невском проспекте – но пока это лишь субъективное пожелание, и речь о «перепрофилировании» главной магистрали исторического Петербурга не идет.

По мнению Дмитрия Попова, идея пешеходных зон – по сути, хорошая, но, в целом, утопичная. Для начала, говорит эксперт, неплохо было бы разобраться с распределением транспортных потоков: «Пешеходные зоны – классно, но не худо было бы также найти, куда ехать». Именно поэтому, говорит эксперт, было бы крайне сложно сделать пешеходной ту же Садовую – улицу, которую «накачивают» транспортом, с одной стороны, Московский проспект, а с другой - Троицкий мост.  

Социально привлекательным мог бы стать проект по превращению в пешеходную улицы Большая Конюшенная, прямо от Конюшенной площади и до Невского, - считает Попов. Там и недавно открывшийся после реконструкции ДЛТ, и финская церковь Святой Марии – из «мест аттракции».

Большой проспект Петроградской стороны и набережные Невы (но только в летнее время) считает целесообразным сделать пешеходными другой эксперт - доцент кафедры организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте СПбГАСУ Елена Ногова. «Я давно мечтаю, чтобы на лето закрывали движение по набережной Невы. Это прекрасные места, в которых люди практически не гуляют. А можно было бы сделать, как в Париже: прогулочные зоны на берегу Сены, - говорит Ногова. – Большой проспект Петроградской стороны как пешеходная зона с точки зрения транспортного вопроса был бы более удачным, чем тот же Средний проспект Васильевского острова… Но при одном условии: надо строить мост через остров Серный».

«Я за пешеходные зоны, - добавляет эксперт. – И ранее в научно-исследовательском и проектном институте территориального развития и транспортной инфраструктуры была разработана такая программа: у нас много мест в городе для этого… Проблема заключается в том, что если на западе пешеходная зона – это зона не только для пешеходов, но и для общественного транспорта, то по нашим нормативным документам, - если уж пешеходная зона, то пусть на нее вообще никто не заезжает».

Добавим, в Петербурге, по официальным данным, более 1,6 млн автомобилей. Однако согласно расчетам ученых, в утренние часы в будни только 50% автовладельцев используют личный транспорт, чтобы добраться на работы. По словам Елены Ноговой, «ни один из крупных городов в мире не ориентирован  на автомобиль как на приоритетный вид внутригородского транспорта».

share
print