Истории

Электронные учебники не «загрузились» в школах Петербурга

Эксперимент с электронными учебниками завершен: ни один из них не прошел испытания. Все четыре школы, которые в прошлом учебном году участвовали в федеральном эксперименте по внедрению электронных учебников, вернулись к бумажным книгам. «Мой район» узнал – почему.

В лицее №239 осваивали ридер Ectaco JetBook Color, в лицее №64 - читалку PocketBook PRO 912, в 248-й гимназии - нетбук Intel Classmate PC, а в школе №531 - ридер Plastic Logic 100 («Планшетник Чубайса»). Увы, ни один претендент не был выбран: в Институте образования пока изучают результаты эксперимента, но дети в школах уже вернулись к бумажным учебникам.

Проблема №1. Копии бумажных учебников в формате «PDF» для 6–7 классов безвозмездно предоставили несколько издательств. «Однако мы используем учебники по математике, физике, английскому языку других издательств. А с ними поставщик договориться не смог», - говорит Николай Гриненко, заместитель директора лицея №64. Далеко не все издательства готовы предоставлять свой контент: боятся «утечки» уникального содержания.

Сейчас стопки электронных учебников лежат на полке – время пользования контентом истекло 1 июня 2012 года, а договариваться с издательствами сами школы не могут. Ждут указания «сверху».

Проблема №2. Ридеры долго загружаются и «переворачивают» страницы. «Дети начинают загружать ридеры - у кого-то изменен шрифт и получился другой порядок страниц, кто-то нажал ошибочно не на ту кнопку. Времени уходит много. В итоге к концу года многие ребята не выдержали и начали носить с собой бумажные учебники», - говорит Ирина Дорожкова, учитель русского языка и литературы лицея №64.

Проблема №3. Черно-белый экран  PocketBook PRO и Plastic Logic 100 совсем не понравился детям и учителям. «Если упражнения по русскому делать можно, то строение животных на биологии или другие страны на географии изучать совсем неинтересно!», - говорит ученик 6 класса Илья Лещенко. Однако и у тех, кто апробировал цветной ридер Ectaco JetBook Color, есть претензии: цветопередача искажается, а где-то и смазывается. Казалось бы, идеален нетбук Intel Classmate PC, но у него нет функции электронных чернил E-Ink - преимущества ридеров (чернила работают на отраженном свете, безопаснее для глаз). К тому же нетбук требует проводки кабелей и точек доступа в классы. Заряд батареи недолог: 4-6 часов.

Проблема №4. При множестве функций и сервисов  (от оксфордских словарей до нот Моцарта), электронные учебники не смогли дать учителям самого необходимого. Скажем, гиперссылок. «Мне бы хотелось, чтобы на уроке литературы, столкнувшись с историческим термином, ребята могли «кликнуть» по нему и попасть на страницу учебника истории», - говорит Ирина Дорожкова. Учителя хотели бы, чтобы дети могли писать, чертить, выделять цветом, варьировать форму и величину букв, закачивать нужную информацию, выходить в сеть... Пока в полном объеме эти запросы не удовлетворяет ни один e-учебник.

Проблема №5. Электронную  технику в школах некому обслуживать, в штатных расписаниях нет системных администраторов и специалистов по информационным технологиям.

Проблема №6. Сказать, сколько денег необходимо, чтобы оснастить школы страны электронными учебниками, никто не решается. В среднем, одно устройство стоит 12 тысяч рублей. Плюс - плата за содержание (оно предоставлялось издательствами бесплатно только для эксперимента) и плата за ПО защиты от скачивания (необходимо регулярно обновлять). Деньги понадобятся огромные – непонятно, кто и в каких долях будет платить.

Плюсы:

Школьникам очень понравилось выполнять упражнения прямо в учебнике, вставляя буквы или слова.

Понравилась функция Scribble («каракули»): по чистому полю экрана можно писать стилусом, рисовать схемы.

Почти все отмечают удобство, легкость учебников, возможность хранить в устройстве огромное количество литературы, пользу от других  ресурсов и сервисов, например, для изучения английского языка.

Всего в проекте приняли участие 38 школ (6 и 7 классы) из девяти субъектов РФ.

Описание e-учебников

1. В школе №531 тестировали  ридер Plastic Logic 100.

Дисплей

10.7”по диагонали;

 Электронная бумага (технология e-ink);

8 градаций серого;

Размеры и вес

Планшет; размер: 216мм x 280мм x 7.65мм

 Вес: 475 г

Батарея

Более недели чтения

Подключение

Через USB (для зарядки и загрузки содержимого)

 Использование Wi-Fi

Объем памяти

4 Гб внутренней памяти

Поддержка форматов

PDF, ePub, TXT, JPG, BMP

 

2. В лицее №239 осваивали ридер Ectaco JetBook Color

Дисплей

9.68” диагональ: E-Ink® Triton — цветная электронная

 бумага 4-го поколения

 Цветов: 4096

Размеры и вес

 Вес: 554 г

 Габариты: 270*188*11.5 mm

Батарея

10 000 листаний

Подключение

USB: стандарт USB 2.0

 miniUSB: стандарт USB 2.0

 микрофон

 минидинамики

 SD карта: microSD емкостью до 32Гб

 Разъем 2,5мм: стерео наушники и микрофон

Wi-Fi модуль b/G

Объем памяти

Поддержка карт microSD емкостью до 32 ГБ;

Поддержка форматов

Текст: TXT, HTXT, HTML, PDF, EPUB, DOC, XLS, DJVU

 Изображение: JPG, TIF, BMP, PNG, GIF

 

3. В лицее №64 использовали устройство PocketBook PRO 912

Дисплей

9.7 " диагональ

бумагоподобный (eINK)

монохромный

Сенсорный дисплей

Размеры и вес

263х190.3х11 мм

Вес: 584 г  

Батарея

7000 листаний

Подключение

Wi-Fi

Bluetooth

microUSB

Объем памяти

256 Мб оперативной и 2 Гб встроенной памяти 

Поддержка форматов

FB2, FB2.ZIP, TXT, TXT.ZIP, PDF

JPEG, BMP, PNG, TIFF

MP3

 

4. В 248-й гимназии занимались с  нетбуком Intel Classmate PC

Дисплей

Цветной экран

10.1” (1024x600) или другие из модельного ряда

Влагозащита корпуса, встроенная вращающаяся камера, поворотный экран

Быстро переводятся в режим планшета для того, чтобы ученики могли взаимодействовать, писать и рисовать.

Размеры и вес

Вес до 1,65 кг

268 x 237 x 35 мм и другие из модельного ряда

Батарея

До 12 часов

Подключение (сетевые возможности)

10/100M Ethernet, 802.11b/g/n WLAN

Объем памяти

2 ГБ (жесткий диск 250 ГБ)

Поддержка форматов

PDF, ePub, TXT, RTF, CHM, HTML

share
print