Истории

«Кино перестало быть действенным с точки зрения пропаганды»

«Новая волна» российского кино, о которой критики мечтали с момента развала Советского Союза, начала приобретать очертания в нулевые годы. Молодые режиссеры выпустили альманах «Короткое замыкание», стали движущей силой альтернативного Союза кинемотографистов (Киносоюз), но настоящую волну поднять не удалось. Российское кино переживает хаос, но кино не умрет, пока есть реальность, которую оно может отображать. Представитель плеяды молодых режиссеров, автор фильмов «Коктебель», «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь» Борис Хлебников ответил на вопросы «Моего района». Оказывается, для нового искусства нужна революция.

– Самые кассовые фильмы Голливуда – ремейки. Интерактивность и технологии уничтожают и режиссуру. Кино фактически умерло. Вы разделяете эту гипотезу?

– Кино переживает очень интересную стадию. Анализировать Россию в этом смысле неинтересно: с ремейками и кассовыми фильмами у нас полный кавардак, никаких тенденций, логики в их производстве. У американцев каждый год революция в технологиях, каждый год появляется новый аттракцион. Ужасно увлекательный, зрелищный. С другой стороны, технические возможности тормозят развитие режиссуры и сценария. Происходит переход от одного аттракциона к другому, бурно, взахлеб осваиваются новые технологии. Эта тенденция остановится, и кино пойдет своим следующим чередом. Например, в Америке большие режиссеры уровня Мартина Скорсезе уходят на телевизионные кабельные каналы.

Аккредитуйтесь на большой европейский фестиваль, и вы поймете, что кино не умерло. Люди продолжают рассказывать истории, общаются с окружающим миром. Снимают интересное социальное, наблюдательное, острое кино. Я смотрю его с удовольствием. Просто кино перестало интересовать государство. Перестало быть оружием массового пропагандистского поражения. Перешло на другой этап. Кино удешевляется, становится доступным для всех, встает в ряд простых и доступных искусств. Может не быть гигантских кассовых сборов, гигантской зрительской симпатии… На кино ходят люди, которые интересуются искусством. Пока есть реальность и жизнь вокруг, кино не может умереть. Оно описывает эту жизнь.

  • IMG_1674.jpg

    Фото: Андрей Сошников

  • IMG_1679.jpg

    Фото: Андрей Сошников

  • IMG_1681.jpg

    Фото: Андрей Сошников



– Почему кино перестало интересовать государство?

– Кино перестало быть действенным с точки зрения пропаганды. Телевидение есть в каждом доме и, наверное, в каждой комнате. Телевидение - действенная модель общения государства и общества. Раньше кино было самой массовой моделью. Как только кино утратило эту функцию, оно перестало быть интересным государству.

– О социальном, наблюдательном кино. Выступая в книжном магазине «Порядок слов», Вы говорили, что кино и телевизионные сериалы в России скучны и однообразны, потому что в них нет социальной подоплеки. Например, «Челюсти» и «Звездные войны» удались, потому что сообщали американскому обществу нечто новое о войне во Вьетнаме. Вам не кажется, что аполитичное российское общество не ждет от массовой культуры политических истин?

– Вы совершенно правы. Это вещи, которые идут друг другу. Если общество думает о чем-то одном… Если говорит об этом со знаком плюс или минус, искусству намного проще существовать. Искусство начинает говорить с обществом на одном языке. Социальные всплески были всегда. Это не только антивоенное американское искусство, но и итальянский неореализм. Искусство, которое поперло со страшной силой во время русской революции. Вплоть до эпохи Возрождения. Социальные перевороты дают мощный толчок развитию искусства.

– Кино сильно удешевилось и стало независимым от государства: бюджет Вашего нового фильма «Пока ночь не разлучит» составляет копеечные 100 тысяч долларов. Как Вы считаете, независимое кино породит новую систему жанров и изменит общество? Об этом Жан-Люк Годар писал еще в 60-е…

– Я абсолютно разделяю эту логику. Мой опыт для меня счастливый. Обычно съемки предваряет сложный процесс: ты долго ищешь деньги, готовишь проект, продюсер его рассматривает с точки зрения прибыли. Съемки фильма «Пока ночь не разлучит» колоссально от этого отличались. Продюсер Елена Степанищева прочитала сценарий и предложила делать фильм через два месяца. Ровно столько нужно было на подготовку. Во-первых, это очень быстро. Во-вторых, мы не задумывались, можем ли мы говорить одно или другое, ругаться матом или курить сигареты. Появилось ощущение большой свободы. Если ты очень хочешь снять кино, даже полнометражное, больших денег не надо! Нужно убедить людей, что проект интересный, и давайте будем работать вместе.

– Вы собираетесь демонстрировать фильм в интернете за некую плату. Не боитесь, что его украдут пираты? И сколько будет стоить просмотр?

– Наверное, боюсь. Первый раз в жизни боюсь. Все участники фильма являются его совладельцами. Каждый получит процент от прибыли. Если прибыли не будет, мы просто не расплатимся с людьми. Я не дебютант, съемочная группа не должна делать мне одолжение. Процесс сработал, мы произвели фильм. Но полностью сработает он, только тогда люди получат зарплату. Сколько будет стоить фильм – не знаю. Я совершенно не компьютерный человек и вряд ли смогу сам оплатить просмотр в онлайне.

– А Вы бы хотели снять действительно дорогой фильм? Такого еще не было в Вашей фильмографии.

– У меня нет такой задачи. Мой бюджет всегда был ровно такой, какой нужен для комфортного производства. Если у меня появится идея дорогого фильма, то надеюсь, бюджет будет ей соответствовать.

– В «Википедии» указано, что Вы работаете над тремя проектами одновременно. Внесите ясность.

– В 2012 году выходит фильм «Пока ночь не разлучит». Через какое-то время я доделаю второе кино, которое называется «Долгая счастливая жизнь». Это драма про современного фермера. И у нас в предзапуске четырехсерийный фильм, к которому мы писали сценарий с Александром Родионовым, об историческом персонаже Луке Войно-Ясенецком, который занимался гнойной хирургией. Он жил в первой половине XX века и был священником. Очень интересная история, в конце зимы приступаем к съемкам.

– Какие фильмы 2012 года Вы порекомендуете нашим читаелям?

– Мне больше всего понравился фильм «Конвой» Алексея Мизгерева. Мощное, загадочное кино. Я не понимаю, как оно сделано. Интуитивно понимаю, а разгадать совершенно не могу. Из кассового кино мне не понравилось ничего. Также много думаю про фильм Бакура Бакурадзе «Охотник», который вышел год назад. Это по-настоящему огромное кино.

share
print