Истории

Какие профессии в Петербурге скоро исчезнут?

Труд компьютеризируется и усложняется, становится экономным и экологичным. От телемастера до банкира – какие профессии в Петербурге рискуют исчезнуть в ближайшие годы? «Моему району» рассказали футурологи.

Почтальон

По данным ВЦИОМ, популярность традиционной почты регулярно снижется. Всего 42% россиян регулярно (не реже, чем раз в месяц) посещают отделения связи, и всего 16% отправляют корреспонденцию. Зачем нужна традиционная почта, если письма быстрее доходят по оптоволоконному кабелю, а посылки – в заботливых руках службы доставки? Сортировка почты и работа клерка практически полностью компьютеризированы в Америке, где почта, как и у нас, государственная.

Кондуктор на транспорте

Общественный транспорт в Петербурге практически полностью оснащен валидаторами – устройствами, которые считывают проездные карточки. В 2013 году работа кондуктора сведется к консультированию пассажиров (по вопросам применения все тех же валидаторов), они постепенно перепрофилируются в контролеров, подобных тем, что действуют в пригородных поездах. В Комитете по транспорту объясняют, что 60% от общей стоимости перевозки приходится на заработную плату водителя и кондуктора. Таким образом, экономия бюджетных средств приведет к исчезновению еще одной профессии.

Чертежник

Большую часть работы придется выполнять мышкой, в программах для архитекторов, дизайнеров и строителей. Люди с хорошим глазомером и длинными руками окажутся не нужны. При этом профессия инженера не исчезнет, считает социолог и теоретик фантастики Сергей Переслегин. «Инженеров станет больше, изменится содержание их работы. Также никуда не делась профессия настройщика электронных систем (регулировщика). А называть изменившиеся до неузнаваемости профессии мы будем, как прежде». Эксперт отмечает, что актуальность сохранят рабочие профессии, в частности, сварщик и сборщик.

Рабочий

Иного мнения о будущем рабочих профессий придерживается профессор Высшей школы экономики в Петербурге, футуролог Сергей Цирель: «Рабочие постепенно уходят из городов. В Москве этот процесс начался раньше, чем в Петербурге. Рабочих заменят роботы: появляются модели, которые обходятся дешевле, чем человеческий труд. В 70-е годы подобный опыт провалился в Японии, где в основе роботизации лежал метод резолюций и нечетких множеств, то есть имитация человеческого мышления. С тех пор изменилась мощность компьютеров, в них производится колоссальный объем вычислений и перебор вариантов. Компьютеры на идейном уровне ниже, чем в 90-е годы, но их производительность выросла на 3 порядка. Робот делает не одну операцию на конвейере, а заменяет собой весь конвейер, завинчивает гайку, конструирует детали и так далее. Стоимость работы – 20 тысяч рублей в месяц».

«Технологическая революция повлечет изменения в экономике, – добавляется Сергей Цирель. –  Производства вернутся из развивающихся стран в Японию, Америку и Европу. Они станут высокотехнологичными и экологически чистыми».
    
Банковские работники

Профессия, которой в первую очередь грозит исчезновение, – это банковский работник, считает Сергей Переслегин. «Толстосумы никуда не денутся. Уже давно можно совершать операции, не приходя в банк, и рынок труда в области финансовых инструментов будет разрушен, причем в ближайшее время.  К этому есть 2 типа предпосылок: без банка как посредника в расчетах стало можно обходиться с появлением компьютеров и всемирной сети. Социологические предпосылки появились гораздо раньше. Еще в двадцать-дремучем году Форд произнес сакраментальную фразу: «Я делаю автомобили, это понятно. Мои рабочие делают автомобили, тоже понятно. Но причем здесь Рокфеллер? Почему мы должны платить ему?» Понятно, что финансовые инструменты не являются необходимым элементом производства и потребления», – постулирует Сергей Переслегин.

Частый пессимизм в отношении своих профессий испытывают фотографы и телемастера. Обычные граждане нередко придерживаются высокого мнения о своих творческих способностях и могут позволить камеры высокой четкости. А транзисторам и кинескопам в телевизорах пришла на смену тонкая электроника, паяльником ей не поможешь.

«Менее всего подвергаются компьютеризации профессии, связанные с человеческим общением, –  говорит Сергей Цирель. – Не отдадите вы своего ребенка в детский сад, где вместо воспитательницы будет замечательный робот! Чем больше становится товаров, тем больше мы нуждаемся в советах. Уровень корректуры и перевода в советское время несопоставимо более высокий, чем сейчас. Хотя, казалось бы, компьютер должен был это улучшить. Можно бессмысленно долго обсуждать, до какой степени компьютер обучаем языку, но он не может заменить литературное чутье и вкус. Тонкая работа со словом – это очень отдаленное будущее».
 
Если верить данному прогнозу, торговые агенты, рекламные менеджеры и библиотекари, несмотря на ежегодное сокращение рабочих мест, еще не скоро уйдут в историю вслед за условными трубочистами.
 

share
print