Истории

Где в Петербурге чаще всего крадут велосипеды

В главной петербургской интернет-базе украденных велосипедов «Stolenbike» только за август месяц появилось 5 новых фотографий угнанных ТС. В клубе «ВелоПитер» считают, что эту цифру можно умножать минимум на 10 – она растет прямо пропорционально велосипедизации города (всего в Северной столице более 1,5 млн велосипедов). «Мой район» узнал, кто и где крадет велосипеды, и как с этим явлением бороться.

Рецидивист из Купчино

У водителя трамвая и по совместительству велосипедиста Валерия Бичеля двухколесное транспортное средство украли в ночь на 2 августа из подъезда дома 36 по Дунайскому проспекту. Найти сине-серый Stels Navigator 500 (распространенная в городе модель) пока не удалось.

«В тот день, когда украли велосипед, у меня была утренняя смена. Около 2-х ночи я приехал домой. Пристегнул велосипед возле двери. 10-й этаж, подъезд с домофоном. В 5 утра вышел на работу: решил на велосипеде не ехать – прохладно. Пришел в 3 часа дня домой – его уже нет, - рассказывает Валерий об обстоятельствах кражи. – Обычно велосипед стоит в гараже, но с часа ночи до 6 утра туда нет въезда».

  • вело6.jpg

    flickr.com

  • вело1.jpg

    flickr.com

  • вело2.jpg

    flickr.com

  • вело3.jpg

    flickr.com

  • вело4.jpg

    flickr.com

  • вело5.jpg

    flickr.com

На месте преступления Валерий обнаружил штифты из личинки велосипедного замка и сигаретный пепел. Пошел в полицию. Там, по словам пострадавшего, ему сказали, что в Купчино на велокражах якобы специализируется один человек: мужчина, на вид лет 60-ти.

«Есть, как минимум, одно видео с камер наблюдения, на котором зафиксировано, как он крадет велосипед», - добавляет Валерий, уточняя, что ориентировки на подозреваемого правоохранители не стали развешивать по Купчино – «видимо, боятся спугнуть».

Места велокраж

В клубе «ВелоПитер» корреспонденту «МР» помогли составить список мест, где кражи двухколесных ТС фиксируются наиболее часто.

1. Гипермаркеты. «Человек заходит в гипермаркет и находится там, как правило, не меньше получаса. В любом случае, вор видит очередь на кассе и может рассчитать, когда велосипедист выйдет из магазина. У гипермаркетов подобный контингент ошивается постоянно. Тем более что охрана работает внутри здания и за стоянкой не следит», - рассказывает представитель «ВелоПитера» Павел Семенов.

А вот и свежий пример на форуме клуба. «Средь бела дня (17:00 - 17:45) 4 августа на стоянке «Окея» (Выборгское шоссе, 3) сняли с крыши Ford Fusion один из великов (новый Author Agang 6 mm, черный, дисковый, на 14-й раме). Второй велик (Trek 3500) нетоварного вида не тронули, - пишет пользователь форума с ник-неймом Brent. - Сын в шоке - это был подарок за отличную учебу, еле нашли такую ростовку. Багажник не сломали - ощущение, что просто открыли таким же ключом (оригинальные велосипедные фордовские багажники). Отнесла заявку в полицию из принципа. В прошлом году (в июле угнали Trek 3700 новый у «Ленты») пошла на поводу, мол, зачем «глухарей» вешать».

2. Парковки в спальных районах: у бизнес-центров и небольших магазинов. «Распространены кражи в тех местах, где хозяевам заведений удается выставить снаружи велопарковки. Многие начинающие велосипедисты думают: раз парковка есть – значит, можно оставить велосипед, - комментирует Павел Семенов. – Вскрыть любой велозамок ничего не стоит. Клуб «ВелоПитер» в начале года устраивал акцию: мы показательно ломали замки. В среднем, замок за 150-300 рублей вскрывается голыми руками за несколько секунд. За 300 рублей и дороже – ломается двумя половинками кирпича».

3. Проходные у заводов, институтов и тому подобных учреждений, куда курьеры и иные редкие посетители приезжают ненадолго по делам – а велосипеды оставляют прикованными у ограды или водосточной трубы. Эти места менее популярны среди веловоров: там происходят в основном «спонтанные» кражи.

4. Подъезды жилых домов. Пример купчинца Валерия Бичеля показателен, но велосипедисты все же считают, что подъезды - наименее опасное место. «Кражи случаются, когда велосипед оставляют на «колясочной» площадке, в подъезде, куда ведет хлипкая дверь, или простой звонок. Воруют местные, уже зная, где стоит велосипед», - говорит Павел Семенов.

«У меня из подъезда велосипед унесли. Но я уверена, что сосед поучаствовал: дал наводку. Его бесило, что в секции что-то стоит», - подтверждает на личном опыте петербурженка Галя.

Кто крадет и как искать

По словам Павла Семенова, чаще всего велосипеды ворует спонтанно так называемый «сомнительный контингент» (наркоманы, алкоголики и проч.): эти люди не знают, сколько стоит та или иная модель украденного, их цель – быстро сбыть велосипед за копейки в какую-нибудь комиссионку (в большинстве торговых заведений такого типа не требуют документы).

«Хотя в среде велосипедистов есть слухи и о заказных кражах особо дорогих моделей. Например, в прошлом году в Петербурге у одного известного велогонщика украли велосипед стоимостью более 100 тысяч рублей. Так до сих пор и не нашли. Но это большая редкость, конечно», - добавляет Семенов.

В центральных районах (в отличие от спальных), согласно догадкам «ВелоПитера», могут орудовать не спонтанные воры, а организованные группы.

Искать украденный велосипед стоит, прежде всего, на ближайших рынках; из крупных – «Юнона» и рынок рядом с метро «Удельная».

Полиция, по словам Семенова, неохотно берется за дела, связанные с кражей велосипеда. Впрочем, правоохранителей можно понять. «Бывает, что в документах на велосипед не заполнены номера рамы. Или бумаги вообще потеряны. Или велосипед б/у: приобретен с рук или на барахолке – он, может быть, вообще уже дважды-трижды украден. Когда документов нет, полиция старается не заводить дело. А если и заводит – это единичные случаи. Как, например, с кражей велосипеда у сына Михаила Боярского. Или когда украли у кого-то из детей члена партии «Единая Россия»: это было в районе метро «Старая Деревня» - так на севере города останавливали всех велосипедистов. Вора, кстати, в конце концов, нашли», - говорит Семенов.

Искать украденный в Петербурге велосипед можно при помощи следующих интернет-ресурсов:

- форум сайта «ВелоПитер», раздел «Анти-вор»;
- сайт «Украденные велосипеды» (Stolenbike);
- сайт «veloID» (единая велосипедная база данных).

Как обезопаситься

Опросив велосипедистов, «Мой район» составил следующий свод правил безопасности:

1. Никогда не упускайте велосипед из виду. «Не возите с собой велозамок, чтобы не было соблазна воспользоваться им. Любой замок, даже самый прочный, перекусывается болторезом», - говорит Павел Семенов.
2. Если все же необходимо оставить велосипед на улице – договоритесь с другом (или иным ответственным лицом), попросите его покараулить ТС, пока вы находитесь в здании.
3. Не храните велосипед в подъезде. Когда завозите двухколесный транспорт в квартиру – не спускайте с него глаз, ни на минуту не оставляйте его без присмотра у лифта или в «колясочной» секции.
4. Избегайте катания в безлюдных местах. «Ночью в безлюдных местах бывает банальный гоп-стоп с нанесением вреда здоровью», - предупреждает опытный петербургский велосипедист Павел.

(В скобках отметим, что один из услышанных нами советов: «использовать якорные цепи с пудовыми замками». «Ни один болторез не возьмёт», - заверил нас автор идеи. Однако в виду трудностей, которые могут возникнуть при добыче якорной цепи, данный совет мы не считаем целесообразным включать в общий список).

«Free bike»

Примерно через неделю, в 20-х числах августа, в Петербурге стартует проект «Free bike»: в разных местах в центре города появятся 20 белых велосипедов – ими (совершенно бесплатно) сможет воспользоваться любой желающий. «Украдут», - прокомментировало эту новость большинство ознакомившихся с ней. Один из инициаторов проекта Станислав Килми объяснил «Моему району», почему он все же надеется на лучшее.

«Будут ли кражи? Конечно, мы с этим столкнемся. Но, в целом, воровать эти велосипеды нет смысла. Во-первых, они целиком выкрашены в фирменный белый цвет. Во-вторых, под рулем приварена табличка «free bike»: выдернуть ее можно разве что с куском рамы. Кроме того, я надеюсь на сознательность людей. Все-таки кража такого велосипеда будет выглядеть довольно позорно, - говорит Станислав. – В идеале – мы бы хотели, чтобы этот проект выглядел так же, как в Париже и Лондоне: там велосипед можно взять, поднеся кредитку к специальному считывающему устройству – на счету замораживается сумма (как бы залог) – и когда ты возвращаешь велосипед, деньги возвращаются на карточку. Постепенно, может быть, и мы будем двигаться в эту сторону. Администрация города настроена положительно по поводу этого проекта».

share
print