Истории

Почему метро в Петербурге будет красивым, но никогда - удобным

Самый дорогой вид транспорта – метро. А вовсе не такси, как думают дилетанты. Да, за метро приходится платить дважды, сначала в виде налогов, потом – за жетон, но можно утешаться, что наше метро – уникальное: самое глубокое, самое красивое, самое северное наконец. Вопрос в том, нужны ли эти красоты горожанам, когда новые станции метро в Петербурге появляются с черепашьей скоростью.

Вопрос об излишней красоте российских станций метро в ущерб удобству витает в воздухе уже лет 30, с тех пор как в Москве стали строить дешевое метро, облицованное обычным белым кафелем, словно общественный туалет. В Петербурге новые станции сдаются куда как медленнее, чем в Москве, зато открытие каждой из них – грандиозное событие. Подсчитано, что в первые три дня работы станции пассажиропоток составляет чуть ли не месячную норму. Как можно разочаровывать жителей культурной столицы, подсовывая им кафель вместо витражей и мозаик?

Писатель Юрий Поляков еще тогда иронизировал: «Мне кажется, следующая цивилизация, раскопав останки нашего метрополитена, долго будет ломать голову над прежним назначением этих мраморных колонн, мозаичных панно, расписанных потолков… Как водится, возникнут гипотезы: культовая (ритуальные знаки – кабалистические звезды и перекрещенные орудия труда), сатурнально-эротическая (обилие изображений женщин с подчеркнутыми половыми признаками), внеземная концепция (изображение летательных снарядов и людей в скафандрах)… Но чудака, который выскажет бредовую мысль, будто все это имело всего лишь транспортное назначение, обсмеют и лишат ученой степени».

Между тем, стоимость сооружения одной станции порой тянет на 100 млн долларов, например, «Комендантский проспект» обошелся – по ценам 2005 года – в 3,4 млрд рублей. «Обводный канал» воздвигался за счет спонсоров. Еще один спонсор намерен вложиться в реконструкцию «Василеостровской». Эскалаторов на ней не прибавится, то есть давка остается и для следующих поколений, зато наверху будет работать торговый комплекс.

Стоимость внутреннего убранства станций хорошо прослеживается на примере «Горьковской», которая комплексно реконструировалась больше года, причем смета на ремонт сначала составляла 100 млн рублей, потом 116 млн и наконец - 136. Львиная доля средств ушла на замену эскалаторов, без которых никак. Если взять для примера ремонт станции «Невский проспект 2», где сейчас тоже меняют эскалаторы, и это обошлось нашему бюджету в 93 млн, получается, что убранство «Горьковской» встало нам более чем в 40 млн. Столько стоит наружный вестибюль в виде «летающей тарелки» и внутренняя отделка станции – между прочим, самой короткой и тесной во всем Ленинградском метрополитене.  

Проведя опрос среди жителей Петербурга на сайте spb-ru, «Мой район» получил предсказуемый результат: большинство пассажиров готово отказаться от подземной красоты, лишь бы в городе скорее появлялись новые станции. Конечно, на 40 млн экономии станцию не построишь, но, как говорится, с мира по нитке. Общий посыл передал пользователь rabinovich-xxx. «Если выбирать между рюшечками и новыми станциями, то лучше больше станций, чем красота».

По словам горожан, все самые красивые станции все равно были построены в советское время. В хит-параде самых красивых станций лидирует «Автово». За нее проголосовали больше всего интернет-пользователей. Также в списке присутствуют «Достоевская» (хотя она уже «российская»), «Маяковская», «Площадь Александра Невского 2». А среди новых – «Обводный канал». Еще хвалят «Комендантский».

Что касается самых некрасивых станций, то здесь мнения разделились. Кому-то не нравится чешуйчатая «Площадь Александра Невского», кому-то слишком стандартные – «Проспект Просвещения» и «Площадь Мужества» и множество других, а кто-то недолюбливает тесные станции вроде «Невского проспекта» и «Электросилы».

Те респонденты, которые вдоволь поездили на метро в Европе, в один голос твердят: наша подземка – лучше всех. Действительно, в парижском или, скажем, брюссельском метро хулиганские граффити выглядят настоящим произведением искусства, потому что они и то лучше серых стен.

Что такое: роскошные интерьеры станций – излишество, глупый гонор или суровая необходимость советских времен, когда людям надо было дать понять, что лучше архитектурные умы работают для них – мы спросили ведущих петербургских дизайнеров и историков.

«Мне кажется, советское правительство поступало мудро, вкладывая деньги в интерьер станций, - отметил историк и журналист Лев Лурье. – Получались настоящие храмы вкуса. Что плохого в том, что на станции приезжали посмотреть как в музей? И сейчас наши новые станции гораздо красивее, например, нью-йоркских. Я не думаю, что тогда строители много воровали на раздувании смет и экономии стройматериалов. Не потому что законы были строже и милиция неподкупней – а просто это было бессмысленно. Виллу в Ницце на эти деньги все равно было не купить. А работать в метро, даже простым рабочим, было почетно, этой работой дорожили».

Сейчас время другое, и когда смета на реконструкцию меняется дважды, это наводит на грустные мысли. Главный редактор архитектурного журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов оценил ситуацию с эстетической точки зрения:

«У нас используются одновременно и дорогие, и дешевые материалы, поэтому станции имеют странный вид, и профессионалы их сразу замечают. Классический пример – «Обводный канал», хотя народу она нравится. Следует более внимательно относиться к выбору материала чтобы не возникало диссонанса. Еще я думаю, что в Петербурге надо отдавать подряды на реконструкцию не только известным архитектурным бюро, но и молодым архитекторам - специалистам по интерьерам, которых в советские времена просто не было. В Петербурге нет ни одной станции, которая отвечала бы духу сегодняшнего дня. Съездите в Осло, Париж и Милан и увидите, как выглядят станции метро ХХI века – комфортные, минималистичные, современные и относительно недорогие».

Зато дизайнер Алексей Левчук похвалил опыт Копенгагена и Лондона. По его словам, перенять современный опыт строительства станций у датчан и британцев – это не только эстетическое, но и экономически выгодное решение.

«Вот у нас сейчас метро стало комфортнее: оно просторнее, на всех новых станциях по 4 эскалатора. Потолки высокие, а главное – совсем не строят станций закрытого типа как «Петроградская» или «Елизаровская». Они еще называются «горизонтальный лифт». Эти станции – типичный образец самого экономичного подхода к строительству».

Как заверили «Мой район» в петербургском университете путей сообщения, «горизонтальные лифты» - действительно дешевейший вариант, кстати, популярный и на Западе. Ведь строителям надо только прокопать два узких тоннеля и сделать между ними перемычку – станцию – с низким потолком и рядом обычнейших дверей. Вот только машинистам, работающим на «Невско-Василеостровской» линии, приходится доплачивать за стресс, за работу в полной темноте без перерыва.

«Так вот, - пояснил Левчук. - в Лондоне строят станции такого типа, но там стены и двери из прозрачного стекла. Ты видишь, как поезд подъезжает к тебе в стеклянном аквариуме. Еще одна инновация – поезда эти без машиниста, но этим в Европе уже никого не удивишь. Наше же метро выглядит невероятно старомодно, как и вся архитектурная школа, замершая в 70-е годы ХХ века. Пора применять более интересные решения. Я ничего не имею против мозаики - она симпатичная, особенно на «Адмиралтейской». На «Обводном канале» дешевейшая отделка, какие-то плитки, которые еще дешевле кафеля, а выглядит симпатично. Но новые станции в сторону «Бухарестской», которые менее глубокого заложения, лучше делать современными. Как в Копенгагене, где они представляют собой атриумы. Вроде наших больших универмагов. Как это делается? Роют большой котлован. Спуск осуществляется по нескольким эскалаторам, а не по одному. Вы знаете, что в петербургском метро – самые дорогие эскалаторы, потому что их длина достигает 150 м, а стоимость такого сложного устройства не просто зависит от длины, но растет по экспоненте? Стометровый эскалатор не в 2 раза, а в 4-5 дороже 50-метрового. Если сделать спуск на станцию по 3-4 эскалаторам, расположенным под углом друг к другу, плюс добавить лифты, спуск станет комфортнее. Не секрет, что погружение в недра на 150-метровом эскалаторе, конца которому не видно, рождает у предрасположенных приступ клаустрофобии. Я думаю, такой вестибюль будет дешевле обычного в 2 раза. Плюс там еще можно разместить торговые зоны. Вот таким я вижу метро XXI века, но не знаю, сколько нам его ждать».

share
print