Истории

Как работают карманники в петербургском метро

В петербургском метро ограбили финских граждан, приехавших в Россию для изучения русского языка. Гостям из Суоми очень понравился и Петербург, и университет, но только не наша полиция. Как выяснилось, у наших стражей порядка существует своя логика, заметно отличающаяся от финской.

«Мы с коллегами ехали в метро. Мне нужно было попасть со станции "Площадь Ленина" на "Новочеркасскую", поэтому мы ехали с двумя пересадками. Мой багаж - большой рюкзак - висел у меня за спиной, - рассказал «Моему району» финн Сильвано Барко, житель города Лахти. – И на первой же станции рядом с нами оказался один парень, симпатичный, рост примерно 175 см, коричневые короткие волосы, примерно 25 лет. Он понял, что мы говорим по фински, и даже сказал нам одно слово: юкси, то есть первый. Когда мы уже были на "Новочеркасской", я вдруг увидел, что этот парень стоит в вагоне рядом с нами, то есть он вслед за нами пересаживался с одной линии на другую. Он меня толкнул, но я был занят разговором и не обратил внимания.

Мы дошли до дома и только перед дверью я обнаружил, что карман на рюкзаке открыт, а бумажник пропал. Там было 2 кредитных карты, 60- евро и примерно 10 тысяч рублей. За исключением этих ценностей, бумажник был 2 часа спустя найден в магазине у метро.

Петербуржец Павел Шапчиц, который выполнял в диалоге «финский потерпевший – российский правоохранитель» роль переводчика, описывает дальнейшую ситуацию так.

«Метрополитеновский оперуполномоченный предложил нам интересную сделку: мол, мы вам пишем красивую справку с подписями и печатями о том, что вы обратились в полицию по факту кражи, но нигде бумагу не регистрируем и дела не заводим. И по этой бумаге с печатями страховые компании проводят кое-какие выплаты. Либо же заводится дело, но вместо красивой бумаги с подписями и печатями выдается квиточек о принятии заявления без единой печати, по которому никакая страховая ничего не заплатит. Я включил дурачка и говорю, что, мол, одно другому не мешает: давайте и дело, и красивую бумагу с печатью. Но таких «умных», полагаю, там видят каждый день, и мне было разъяснено, что в соответствии с УПК красивые бумаги с печатями не предусмотрены, а в случае, если дело не будет заводиться, бумагу такую, напротив, вполне могут выдать». 

Добавим, что в полицейском участке на финнов не обращали внимания минут сорок. За это время даже кошелек успел найтись. А свои протоколы офицер писал часа полтора.

Формально оперативник был прав. Их действительно никто не обязывает выдавать некие бумажки, да еще с печатями, их написание, по сути, дополнительный труд, который никак не оплачивается. Российские граждане распробовали эту систему в самом начале 2000-х с автомобильными страховками, в том числе автогражданкой, которая тогда была добровольной. Получению выплаты предшествовало получение справки из ГИБДД, и добиться этого удавалось не всегда, к радости страховщиков. Но гаишники за свои справки тупо вымогали деньги, а полицейский из метро просто не хотел портить статистику. То есть старался ради начальства.

«Мы не стали идти на компромисс и все-таки потребовали написать заявление, - рассказал Сильвано. – Именно потому, что запомнили приметы вора. Но когда Павел перевел описание офицеру, тот сказал, что записывать их не будет. Потому что у нас презумпция невиновности. Вот если бы личность подозреваемого уже была установлена, тогда он записал бы. А раз его имя неизвестно, то и приметы не нужны. Мы так и не поняли, что он имел в виду. А еще полицейский курил прямо у себя в кабинете, хотя он был маленьким. Дымил прямо в нашу сторону. Я спросил, неужели у них разрешается, чтобы сотрудник полиции и вообще государственной структуры курил прямо на рабочем месте да еще в присутствии посторонних. Полицейский сказал, что, конечно, запрещено, но работа у него тяжелая. Он наш намек не понял и продолжал дымить».

В общем, визит закончился полумерой – финны получили квиток, а справку не получили. Почему у русских такая странная система приема заявлений, они так и не поняли. Не поняли также, почему вынуждены были идти в это место с переводчиком, ведь в каждом полицейском участке должен быть человек, владеющий английским языком. И почему в XXI веке полицейский офицер записывает их показания от руки, потом так же от руки заполняет квиток. Оттого этот бесполезный визит и занял 2 с лишним часа.

"Мы действительно увидели обратную сторону культурного Петербурга, - отметил Сильвано.-  Ваша полиция устаревшая, бюрократичная, ненадежная и неэффективная. Да и простого человеческого отношения мы там не увидели."

  • 310897_10150306465567128_3715482_n.jpg

    Facebook

  • 370_34276957127_3765_n.jpg

    Facebook

  • 387525_10150499555252128_1477808102_n.jpg

    Facebook

Сотрудник полиции метро, пожелавший остаться анонимным, прокомментировал историю очень просто.

«Насчет курения вообще смешно. Мужик на своем рабочем месте может делать, что и как считает нужным. А насчет кражи… Ну вы-то знаете, что в России посадить карманника можно, только взяв его с поличным, а в нашей полиции уже не осталось таких зубров, которым по зубам эта ювелирная операция. Ну очевидно же было, что не посадят у нас человека на основании одних только показаний туристов-иностранцев. Кошелек он давно выкинул, деньги потратил».

«Все правильно, - комментирует Павел Шапчиц, - только это не единственный случай, когда мне было стыдно перед иностранцами за нашу полицию. В прошлом году была история: девица из Швейцарии купила две бутылки водки и несла их на студенческую пьянку. Так ее остановили менты, отправили на пять часов в обезьянник, водку отобрали и составили протокол за распитие, оштрафовав на 500 рублей и даже не выдав протокола. Это при том, что бутылки она, понятное дело, не открывала. О таких вещах, как приглашение переводчика, даже речи не было. Я предложил ей прогуляться в суд, но швейцарка, видимо, решила, что правды добиваться нужно в других местах. Была ли она права? Не знаю…».

Отметим, что сейчас у нас пик туристического сезона и, хотя Петербург остается самым востребованным у туристов городом России, ему очень далеко до других европейских городов, кстати, не столиц. Например, в Барселоне на одного местного жителя приходится по 6 туристов в год, а в Брюгге – 10, у нас – чуть больше одного. Средний срок пребывания в Петербурге иностранного туриста за год увеличился с 2,5 дней аж до 3,5. Можно ли этим гордиться? Особенно если учесть, что как минимум день визитеры тратят на поездку в один из пригородов? Стоит, правда, отметить, что сами иностранные туристы уже не ставят проблемы личной безопасности на первое место, когда объясняют свое нежелание приехать в Питер и приехать надолго. Сейчас боязнь воров и грабителей отступила перед невозможностью найти парковку или дороговизной отеля. За 5 месяцев 2012 года в городе было зарегистрировано 19 преступлений в отношении туристов – и это, в основном, карманные кражи.

Всего-то. На 6 миллионов туристов в год. Но мы теперь знаем цену этой статистике.

share
print