Истории

Почему полицейские в России пытали и будут пытать людей

Российские полицейские продолжают пытать людей до смерти. Последний громкий случай — Казань: сотрудники ОВД "Дальний" замучили до смерти одного из задержанных, порвав ему прямую кишку. "Предательство – именно такой оценки заслуживает трагедия в Казани, – заявил министр внутренних дел Рашид Нургалиев. – Никто не имеет права отбирать самое дорогое – жизнь". Красиво сказано! Непонятно лишь одно: почему полицейские пытают людей и долго ли это будет продолжаться?

Справка: 22 января в Петербурге трое полицейских избили подростка кулаками и шваброй, вынуждая признаться в грабеже. 15-летний Никита Леонтьев умер в машине "скорой помощи". 8 марта в Домодедово полиция задержала студента Кирилла Вождаева. Парню "шили" разбой и требовали признания: били по почкам, засунув в рот мягкую игрушку, чтоб не кричал. 9 марта в Казани был замучен до смерти 52-летний мужчина — в отделении полиции ему горлышком бутылки разорвали прямую кишку. Список можно продолжить. Это лишь самые громкие случаи.

Почему пытки и почему насилие? Здесь нет единственной причины. Современное российское общество вообще отличается повышенным уровнем жестокости. Мы агрессивно относимся друг к другу. Посмотрите, сколько детей искалечено взрослыми. Посмотрите, как развито семейное насилие. Мужья, жены, дети, родители. Да просто посмотрите, как ведут себя люди в транспорте.

  • 10-8563-635355.jpg

    фото: trend

  • 10-8563-635346.jpg

    фото: trend

  • 10-8563-635351.jpg

    фото: trend

Отчего? А все по дедушке Марксу. Бытие определяет сознание. В обществе царит катастрофическое неравенство. Невозможность так называемым простым людям выбиться и достичь успехов хоть в какой-то сфере. Так сложились отношения между имущими, всемогущими — и теми, кто не может ничего иметь. Между включенными в жизнь и исключенными из нее. У нас по разным оценкам порядка 70% людей вообще исключены из политической, культурной жизни. Они ничего не могут, от них ничего не зависит. И это только по Петербургу и Москве. А сельская местность? А моногорода, где закрылся один комбинат — и все, людям нечего делать?

И вот на этом фоне — полицейский и его работа. Работа у него тяжелая, кто спорит. Хулиганы, бандиты кругом. Всякий иногда хочет дать кому-то по морде. Но мы знаем: если дашь кому-то — получишь сдачи. А полицейский знает: ему отвечать не будут. Вот и первая причина пыток: вседозволенность. Полицейские привыкли, что ни за что не отвечают.

Система поставлена перед необходимостью повышать раскрываемость преступлений. А повышать ее не умеет и не может. И рисует нужные цифры за счет пыток. Социологический институт РАН проводил исследование в пяти регионах России — Санкт-Петербург, Псков, Нижний Новгород, Коми, Чита. Мы умышленно взяли самые разные регионы. И везде была примерно одинаковая доля применения пыток. Около 4% населения были схвачены и пытаны в милиции. Это в целом. А среди тех, кто осужден, — от 40 до 60% подвергались пыткам в процессе предварительного расследования! Так что ничего нового в пытках нет.

Реформа полиции, которая была представлена как небывалое достижение, провалилась. Я писал об этом неоднократно. Выговорами или арестами конкретных людей ничего не добиться. Конечно, это надо делать, как было сделано в Казани. Но надо менять всю систему. Мы имеем положительный пример: Грузия. Почему реформа полиции удалась в Грузии? Потому что всех уволили. Всех. И набрали совершенно новых молодых, с высшим образованием, увеличив зарплаты в несколько раз. В России это невозможно. В системе МВД работает полтора миллиона человек! Где взять полтора миллиона честных, порядочных людей?

Неужели вообще нет честных полицейских? Есть. И часть из них уволена во время аттестации, потому что в насквозь коррумпированной полиции честные полицейские могут подвести, они подают плохой пример. А часть ушла добровольно. Я отнюдь не сторонник советской власти, совсем наоборот, но в советской милиции существовали некие традиции, там по крайней мере ценилось качество работы и не было все настолько коррумпировано. Конечно, коррупция была, и при Сталине она была, и всегда. Но сегодня она носит тотальный характер!

Что делать? Прежде всего — сменить министра. Убрать Нургалиева. Затем — полностью поменять систему оценки работы полиции. Судить надо не по количеству раскрытых дел! Есть международный принцип community police. Когда работа полицейских оценивается жителями той территории, которую обслуживает данное подразделение полиции. Люди решают, насколько хороши полицейские. Этот принцип распространен во множестве стран. Представляете, как в России население будет оценивать работу наших ментов? Люди же боятся полиции больше, чем бандитов.

Наконец, нужно изменить отношение со стороны контролирующих органов. Сейчас же вся правоохранительная система слилась в одно. Прокуратура не выдаст полицию, а та прокуратуру.

И я все чаще вспоминаю анекдот советских времен. Когда водопроводчик чинит трубы в райкоме, а они текут. Опять чинит — опять текут. И на вопрос, что делать, отвечает: всю систему менять надо.

  • TASS_2692330.jpg

    Рассмотрение дела сотрудников отдела полиции "Дальний" в Казани. Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2692292.jpg

    Рассмотрение дела сотрудников отдела полиции "Дальний" в Казани. Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2692327.jpg

    Рассмотрение дела сотрудников отдела полиции "Дальний" в Казани. Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2692328.jpg

    Рассмотрение дела сотрудников отдела полиции "Дальний" в Казани. Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2692329.jpg

    Рассмотрение дела сотрудников отдела полиции "Дальний" в Казани. Фото: ИТАР-ТАСС

 

 


 

share
print