Истории

«Провинциальные анекдоты» в театре «Комедианты»: все не просто так

В театре «Комедианты» снова дают Вампилова. Комедия положений из советского прошлого «Провинциальные анекдоты», заставляет задуматься: а так уж мы изменились за 40 лет?

Гостиница «Тайга» в городе Белореченск, 1960-е годы. Футбольный болельщик, в номере которого сломалось радио, стучится в дверь соседнего номера, к незнакомой девушке, чтобы дослушать передачу о матче. И тут как тут администратор Калошин, намекающий, что за пребывание вместе молодых в номере надо дать взятку.

Для любителей  ностальгировать по советской жизни

Дальше собственно и начинается первый «Анекдот» - администратор хамски выталкивает непонятливого болельщика из номера, а потом узнает, что тот – из «Метранпажа». Что такое «Метранпаж» – что-то из ОБХСС, а может газета или министерство? Страшные догадки и страх за свою шкуру заставляют его вытворять то, на чем собственно и строится комедия.

Честно говоря, я бы отнеслась к этому анекдоту, как к забавному экскурсу в советское прошлое, и только. Если бы не последний монолог Калошина, который совсем запутался – кто же он сам в этом мире масок? «С одними одно из себя изображаешь, с прочими - другое, и все думаешь, как бы себя не принизить. И не превысить. Принизить нельзя, превысить и того хуже...».

Жалкий, смешной Калошин благодаря игре актера Сергея Николаева не вызывает ни капли сочувствия, даже в момент желания начать жить по-новому, которое, впрочем, быстро улетучивается. Советская система как-то не тянет на оправдание. Потому что моральная клетка Калошина – хоть и далекая, но такая понятная. И сквозь смех, думается – каждому времени свой «Метранпаж».

 Почва для размышления богатая. А получится ли выдавить из себя этот вечный «метранпажевый» страх? Разве у нас в 2010-м меньше страшилок? Тут нужно на другую ступеньку подняться, а это трудно. Ну хотя бы просто посмеяться для начала - и то хорошо.

Дают - бери?

Вторая история «Двадцать минут с ангелом» - как сеанс психоанализа. Где это видано – пьяницы просят денег у прохожих на опохмел, клеймя жадных граждан, и вдруг один из них, агроном Хомутов бескорыстно дарит им половину средней зарплаты. Пока герои, сами же выпрашивавшие денег у прохожих, клеймят и подозревают доброхота ( по-комсомольски честно сыгранного Виталием Кравченко), ты ищешь и в себе крупицы доверия этой ситуации.

Все это – как поиск предела собственной циничности. Люди на сцене и противны в своей злобе, но и близки, и извинительны одновременно. Ответ на вопрос «Верить или нет», что Хомутов и правда бескорыстен, не все, ой не все зрители, судя даже по шепоту в зале, решают однозначно. «Все не просто так, все не просто так! Даже любовь!» - кричит уборщица Фаина (Татьяна Кожевникова). Впрочем, концовка дает выдохнуть и героям, и зрителям.

Но осадочек-то остался. И гложат всю обратную дорогу вопросы: а осталось ли место в этой жизни доверию, правда ли за каждой добротой стоит что-то мелочное, свое? Не верь, не бойся, не проси? И как сохранить человеческое в этой паутине осторожности и лжи самим себе?

«Провинциальные анекдоты» Вампилова вышли на сцену «Современника» в 1974 году. И хотя сейчас, в наш 21 век, режиссер Алексей Исполатов попытался придать спектаклю легкую нотку ностальгии по советскому быту, тематика, если сдунуть пыль, еще как остра. «Провинциальные анекдоты», сквозь смех и иронию над «совком», вдруг жестко ставят вопрос: так ли мы свободны и нынче, в век свободы, от самих себя?

В спектакле заняты: Екатерина Белова, Юлия Горшенина, Татьяна Кожевникова, Екатерина Культина, Анастасия Пижель, Галина Сабурова, Светлана Суханова, Филипп Азаров, Семен Афендулов, Сергей Бледных, Ильгиз Булгаков, Станислав Воронецкий, Анатолий Ильченко, Николай Исполатов, Виталий Кравченко, Сергей Николаев, Дмитрий Рудаков.

share
print